(от греч. stereos - телесный, объемный, твердый и typos - отпечаток; англ. stereotype; нем. Stereotyp)

1. Готовые шаблоны, «литейные формы», в которые отливаются потоки общественного мнения.

2. Привычный, традиционный принцип восприятия явлений, поведения и мышления.

3. Прочно сложившийся, постоянный образец чего-нибудь.

4. Синоним понятий предубеждение, предрассудок или клише.

5. Сложившийся под воздействием тех или иных обстоятельств и ставший устойчивым характер поведения, реакции, образ социального объекта.

6. Совокупность упрощенных обобщений о группе индивидуумов, позволяющая распределять членов группы по категориям и воспринимать их шаблонно, согласно этим ожиданиям.

7. Стандарт.

8. Упрощенный, схематизированный образ событий или объектов, обладающий устойчивостью.

9. Упрощенный, схематизированный, привычный канон мысли, образ восприятия и образец поведения.

10. Форма, в которой действия и мысли людей сводятся к простейшим схемам и реакциям.

11. Форма, определяющая поведение не только отдельных людей, но и групп, субкультур, этносов, обществ.

12. Чрезвычайно обобщенный инертный образ некоторого предмета (обычно той или иной социальной общности и ее представителей), посредующий восприятие данного предмета индивидом или группой.

13. Шаблонное представление о людях определенной группы.

14. Элемент социальных связей, закрепляющий в психике людей определенные общественные формы и таким образом поддерживающий структурность социальных взаимодействий.
Пояснения:
Стереотип выделяет статистически среднее мнение. Он задает норму, упрощенный или усредненный до предела образец социально-одобряемого или социально-допустимого поведения.
Стереотипы закрепляют в людях элементарные связи поведенческих и мыслительных актов, сохраняют устойчивость этих связей в меняющихся ситуациях. Социальные ярлыки, эталоны массовой культуры, образцы общественного мнения, парадигмы науки, типизирующие схемы повседневной жизни заранее определены, легко идентифицируются, используются для понимания, организации социального мира и взаимодействия до тех пор, пока ситуация не проблематична.

Воспроизводя возможные взаимоотношения, Стереотипы составляют особый тип логики, работающей в разных контекстах, на любом объеме информации за счет неограниченного приписывания известного неизвестному. Стереотипы расовых, социально-классовых и гендерных групп ведут к восприятию и отношению к индивидуумам в соответствии с необоснованными предвзятыми мнениями.

Поскольку Стереотипы действуют как психические и поведенческие автоматизмы, они могут трактоваться как формы биологической наследственности (своего рода инстинкты) или как формы наследования социального.

Предметом Стереотипа может служить и та общность, к которой принадлежат его носители (автостереотип).

В сословном обществе проблемы Стереотипа не существовало, т.к. практика общества была в основном стереотипизирована, а сами сословия представали совокупностями Стереотипов, предопределявших жизненный путь людей, их общение, предметное мышление. Взаимодействия между социальными слоями, между разными культурами приводило к столкновениям Стереотипов, что создавало почву для драматического развития человеческих судеб, преодолевавших социальное предопределение. Но в целом это не влияло на социальную инерцию, создаваемую Стереотипами.

В индустриальном обществе Стереотипы выводятся из режима их квазиестественного воспроизводства: общество начинает «фабриковать» Стереотипы, т.к. оно производит целые сферы деятельности людей, закрепляет людей за этими сферами, включает их в технологические, образовательные, потребительские схемы, работающие по принципам производства вещей. Поскольку в производстве и культуре утверждается установка на новизну, обнаруживается противоречивость Стереотипов, возникает проблема смены Стереотипов (феномен моды).

В постиндустриальный период выявляется сложная ситуация взаимодействия различных Стереотипов в обыденном поведении людей, в их практической, духовной, теоретической деятельности. Стереотипы не являются более «естественноисторическими» установками жизни людей; они становятся средством конструирования социальных взаимодействий, изготовляются «искусственным» путем, используются в сложных системах манипулирования человеческим поведением: в идеологии, в социальном и политическом управлении, в рекламе.
Яндекс.Метрика