(англ. death; нем. Tod)

1. Возможность исчезновения (гибели) индивида в любое время, превращения в ничто всех его возможностей.

2. Гибель живого организма.

3. Естественное и необратимое прекращение жизнедеятельности биологической системы.

4. Естественный конец жизни живого организма, тело которого после этого подвержено действию только законов неорганической природы.

5. Закономерный факт прекращения жизни в результате исчерпания жизненных ресурсов организма.

6. Конец жизни живого существа, прекращение его жизнедеятельности.

7. Необратимое прекращение жизнедеятельности организма, (неизбежная заключительная стадия его существования).

8. Прекращение жизнедеятельности организма, гибель его.

9. Полное прекращение какой-либо деятельности; конец.

10. Прекращение жизнедеятельности организма, в результате чего заканчивается его индивидуальное существование.

11. Прекращение жизнедеятельности организма и вследствие этого - гибель индивидуума как обособленной живой системы, сопровождающаяся разложением белков и других биополимеров, являющихся основным материальным субстратом жизни.

12. Прекращение жизни, гибель и распад организма.

13. Прекращение существования, переход в какое-то новое бытие.

14. Ступенчатый процесс, простирающийся от жизни до смерти биологической: 1- агония; 2- смерть индивидуальная; 3- смерть биологическая.
Пояснения:
Смерть выражает законченную возможность человеческого бытия. Она завершает человеческое существование в том смысле, что является концом жизни.
Смерть человека связана, прежде всего, с прекращением дыхания и кровообращения. Медицина признает Смерть человека момент необратимой гибели головного мозга. Соответственно заключение о Смерти дается на основе констатации этого факта. Смерть - один из актов гражданского состояния.
За пределами (после) Смерти человек человеком не является. Человек уходит в небытие. Смерть особи обычно сопровождается образованием трупа, который обращается в прах.

Уже на ранних этапах человеческого мышления
Смерть понималась не просто как нечто непостижимое и ужасное, но и приобрела нравственное определение как результат некоторого злодеяния, акта мести или воздаяние за тот или иной поступок, тем более что естественная Смерть в первобытных условиях была явлением сравнительно редким.

Смерть никогда не ощущается как нечто нейтральное. Смерть всегда есть нечто недоброе, злосчастное.
Смерть есть, прежде всего, разлука. Смерть переживается как невыносимая, вызывает драматические эмоции. Однако, неестественна и ужасна не Смерть, а тот факт, что люди умирают неестественно и ужасно, совсем иначе, чем хотели бы умереть, и с сознанием того, что они жили не так, как могли бы жить.
Отношение человеческой личности к Смерти должно характеризоваться не страхом, ужасом, а противостоянием, сопротивлением.

Влечение к самосохранению призвано обеспечить согласие между внутренними устремлениями организма и общим для всего органического путем к Смерти: организм должен умереть собственной Смертью, сопротивляясь всем возможностям возвращения к неорганическому, которое ему не имманентно. Таким образом, организм оберегает себя не для того, чтобы сохраниться от Смерти, а для того, чтобы избегать не собственной Смерти.

Смерть может выступать в качестве активного и сознательно совершаемого поступка, если этот поступок способствует нравственному продвижению человека, мы называем его подвигом.

Сознание человеком неизбежности своей Смерти делает для него неустранимым вопрос о смысле жизни.
Именно понятие Смерти, осознание конечности и единственности человеческого личного бытия способствует прояснению нравственного смысла и ценности человеческой жизни. Сознание неповторимости каждого ее мгновения, неуничтожимости, а в ряде случаев и непоправимости совершенных поступков способно прояснить меру ответственности человека за свои дела.
Понимание того, что Смерть есть акт по своей материальной природе чисто физиологический, который затрагивает лишь человеческое тело и никак не затрагивает человеческих дел, приобретающих в своих результатах самостоятельное существование, обязывает измерять поведение, слова и поступки людей не только ограниченной и частной мерой сиюминутного интереса, но полной и окончательной мерой человеческой жизни и Смерти.
Отрицание нравственной сущности Смерти оказывается формой отрицания нравственной сущности жизни и может служить лишь основанием для полной безответственности поведения, исходящего из принципа «после нас хоть потоп».

Повседневной жизни характерно стремление забыть о Смерти, уйти от размышлений о ней. Тенденция к вытеснению Смерти из «коллективного» сознания достигает в наше время апогея. Общество ведет себя так, как будто вообще никто не умирает. Наблюдается полная медикализация Смерти. Она становится делом одних только врачей и предпринимателей похоронного бизнеса. Смерть перестает восприниматься как естественный и необходимый феномен.
Вместе с тем, постижение нравственного смысла Смерти способно сообщить развитому моральному сознанию определенные критерии для оценки человеческих поступков. Стоики сформулировали принцип memento mori (лат. помни о смерти), предлагающий поступать всегда так, будто дело, которое человек делает, или слово, которое им произносится, являются последними из тех, что ему вообще дано совершить. Этот принцип, по существу, обращен к размышлению не о Смерти, а о небеспредельности жизни и побуждает людей не совершать поступки, исправить которые в результате Смерти будет уже невозможно. Тем самым культивируется чувство ответственности за дела и слова людей.

Смысл Смерти - создать условия для развития, обогащения жизни, так как родовой (в том числе и социальный) прогресс возможен лишь в форме постоянной смены индивидов – временных и реальных воплотителей родовых свойств и отношений. Смерть - необходимый и существенный момент жизни.

Необходимо принять реальность Смерти, а не стыдиться её. Речь не идет о возвращении веры во зло, но о попытке примирить Смерть со счастьем. Определяющим в восприятии Смерти является не удаление Смерти, а ее гуманизация.
Яндекс.Метрика