(от лат. socialis - общественный; англ. socialization; нем. Sozialisierung)
Эн-культурация
1. Двунаправленный процесс, в котором, с одной стороны, от общества к личности идут процессы трансляции необходимых для усвоения содержаний и осуществляются процедуры целенаправленного (но и стихийного) воздействия и социального контроля, призванные обеспечить проектируемые результаты, а с другой - на уровне индивида - происходит в той или иной мере адекватное усвоение социокультурного опыта, его интернализация и формирование самих личностных структур.
2. Двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, ценностей и норм культуры путем вхождения в социальную среду, в систему социальных взаимодействий с другими людьми, а с другой стороны, процесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей, норм, стандартов поведения, за счет его активной социальной деятельности, личностной переработки и видоизменения социального опыта.
3. Модификация поведения индивидуума в направлении соответствия требованиям социальной жизни, начиная с младенчества.
4. Осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс как организованного и контролируемого, так и стихийного воздействия на них со стороны общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, социальных группах и организациях, становятся личностями.
5. Подключение человека к культуре как таковой.
6. Подключение человека к традициям конкретной национальной культуры, выступающей далее для него в качестве автохтонной, родной.
7. Последовательный процесс введения, размешивания и растворения индивида в обществе.
8. Принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий.
9. Процесс, в значительной мере являющийся результатом того, что детское подражание (имитация) получает подкрепление в любом случае, вне зависимости от того, специально подкрепляется поведение ребенка или нет.
10. Процесс включения индивида в систему общественных отношений (и формирования у него социальных качеств).
11. Процесс, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам, т.е. процесс, делающий возможным продолжение общества и передачу его культуры между поколениями.
12. Процесс, в ходе которого культура общества передается детям.
13. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
14. Процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм.
15. Процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я"
проявляется уникальность данного индивида как личности.
16. Процесс принятия норм и ценностей, взглядов и образа действий, а также интеграция системы общественных ролей.
17. Процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей.
18. Процесс социального взаимодействия, посредством которого люди приобретают знания, мнения, взгляды и формируют модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.
19. Процесс социального научения, для которого необходимо одобрение группы.
20. Процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе.
21. Процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей, установок, обычаев, культурной традиции, коллективных представлений, верований и т.д.).
22. Процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта - трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению.
23. Процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в данном обществе.
24. Процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, которому он принадлежит.
25. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм, ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
26. Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
27. Процесс формирования индивидуальности.
28. Развитие человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
29. Результат и целенаправленное формирование личности посредством воспитания, формального обучения и стихийного воздействия на личность жизненных обстоятельств.
30. Результат социального взаимодействия.
31. Самоактуализация Я.
32. Совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта и фило-онтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта (актора) социокультурных практик данного общества.
33. Совокупность процессов: интернализации социальных норм, усвоения социальных функций и вхождения в социальную группу (социальной мобильности).
34. Сознательное целенаправленное воздействие на формирование личности (воспитание), и объективный стихийно-спонтанный процесс трансформации индивидуального сознания в соответствующем социокультурном контексте.
35.
Социальное научение.
36. Социальные процессы, в соответствии с которыми дети приобщаются к социальным нормам и ценностям, в этом процессе происходит становление их личности.
37. «Становление актёра» – процесс овладения «мастерством ношения маски» и «умения жить внутри сценария».
38. Становление личности в процессе усвоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством.
39. Усвоение культурных норм и освоение социальных ролей, продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости).
40. Формирование возможностей и умения выполнять свои социальные роли.