(англ. values; нем. Werte)

1. Важные, нужные предметы и явления.

2. Всё желанное, а не только «желаемое».

3. Всё, от чего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество.

4. Выражение субъектом собственных предпочтений, которые проявляются в поведении, деятельности через самоопределение, цели, в рефлексии — в поисках ответа на вопрос «Ради чего?».

5. Выражение человеческой воли и способности к целерациональному действию.

6. Глубокие убеждения, которые определяют действия и суждения в различных ситуациях.

7. Значимые для человека вещи: жизнь, смерть, любовь, ненависть, несчастья и т.п. и т.д.

8. Идеалы, личные планы и планы социальных групп, нормы государства и принципы морали, традиции и т.д.

9. Идеальные представления о потребностях и интересах, которые не всегда соответствуют этим потребностям и интересам.

10 Ключевые жизненные ориентиры, определяющие способ и характер деятельности.

11. Механизмы смыслового удержания и укоренения человека в мире.

12. Отношения между представлениями субъекта о том, какими должны быть оцениваемые объекты, и самими объектами.

13. Полезные части окружающего нас мира, отсутствие которых вызывает страх, что не получишь, а наличие - страх, что потеряешь.

14. Понятие, с помощью которого характеризуют социально-историческое значение для общества и личностный смысл для человека определённых явлений действительности.

15. Понятие, указывающее на культурное, общественной или личностной значение (значимость) явлений и фактов действительности.

16. Предпочтения (или отвержения) идеалов, которые диктуются чувствами и принимаются сознанием.

17. Представление человека о значимости для него различных явлений, предметов, о главных целях жизни, труда,  а также о средствах достижения целей.

18. Представления индивидов или групп людей о том, что желательно, приемлемо, хорошо или плохо.

19. Приобретенные, усвоенные из опыта, обобщенные и стабильные понятия о том, что является желательным.

20. Свойство предмета или явления иметь значение для людей в культурном, общественном или личностном отношениях.

21. Смыслы и через них (или «напрямую») как стратегии жизни, деятельности, поступки, решения и т.д.

22. Такое отношение к предметам и явлениям действительности, которое показывает человеку его истинное благо, раскрывает перед ним возможность жизни, способной принести наибольшее счастье.

23. Тенденции выбора и критерии постановки целей и результатов действия.

24. То, что важно или дорого, за что мы готовы платить усилиями, временем или деньгами.

25. То, что для нас значимо, чем мы не можем пренебречь, через что не можем переступить в своих поступках, чем руководствуемся в собственном поведении.

26. То, что не смогли себе позволить, или то, за что дорого заплачено, или то, что было потеряно, а так же то, что было внушено кем-либо как Ценность.


27. То, что полезно людям и обществу в целом - мир, взаимопонимание, поддержка толковых людей и перспективных общественных инициатив, развитие культуры.

28. Характеристики объектов и процессов мира, имеющие положительное или отрицательное значение для жизни человека.

29. Человеческое, социальное и культурное значение определённых объектов и явлений действительности, отсылающее к миру должного, целевого, смысловому основанию, абсолюту.

Пояснения:
Ценности формировались вместе с развитием человечества, под воздействием культуры социума, всех его уровней: общества, общности, коллектива, группы, семьи. Они формируются на основе потребностей и интересов личности и общества, общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определённых конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей. В их основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа.

Представления о Ценности крайне разноречивые - одни выводят ценностный аспект мира из индивидуально-психических переживаний, другие из непсихических факторов; одни считают Ценности субъективными, другие - объективными; одни утверждают относительность всех Ценностей, другие настаивают на существовании также и ценностей абсолютных; одни говорят, что Ценность есть отношение, другие - что Ценность есть качество; одни считают Ценности идеальными, другие - реальными, третьи - не идеальными, но и не реальными.

Ценность возникает тогда, когда мы к бытию вещи примысливаем нечто, не входящее в саму эту вещь, т.е. видим за предметным бытием вещи её значение, которое не есть предмет. Способность выявлять и раскрывать смысл, содержать его - и делает предмет Ценностью. Внешне Ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи ему не от природы, не в силу внутренней структуры объекта самого по себе, а потому, что он вовлечён в сферу общественного бытия человека и стал носителем определённых социальных отношений. Нечто не является Ценностью само по себе, а становится Ценностью, приобретая значимость.

В качестве Ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные
Ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага.

Различать и классифицировать Ценности можно по многим критериям (разным основаниям):
- по значимости для человека и человечества - Ценности высшие и низшие. Как правило, они совпадают с Ценностями абсолютными или вечными и Ценностями относительными, ситуативными, переходящими (конкретно историческими формами ценностей), которые обусловлены длительностью их существования;
- по модальности - Ценности позитивные (положительные), нулевые (отсутствие ценности) и негативные (отрицательные). Если объект соответствует предъявляемым к нему требованиям (является таким, каким он должен быть), его считают хорошим, или позитивно ценным; объект, не удовлетворяющий требованиям, относят к плохим, или негативно ценным; объект, не представляющийся ни хорошим, ни плохим, считают безразличным, или ценностно нейтральным;
- по нравственной окраске - Ценности высокие и низкие;
- по содержанию деятельности, в которой реализуются или обретаются Ценности - Ценности производственные
, профессиональные, семейные (бытовые) и др.;
- по степени интенсивности распространения - Ценности доминантные, вариантные, девиантные;
- по субъекту - носителю ценностного отношения - Ценности индивида, класса, коллектива, народа, нации, общества, партии;

- по сферам общественной жизни - Ценности духовные, материально-экономические и социально-политические;
- по типу потребностей субъекта - Ценности медицинские, моральные, политические (общественно-политические), экономические (богатство) и др.;
- по тому, признаются они субъектом в качестве собственных целей и принципов или диктуемых внешними обстоятельствами - Ценности внутренние и внешние;
- по тому, что и на основании чего оценивается (по типу ценности) - Ценности материальные (объектные, предметные) и идеальные (субъектные, духовные);
- по формам духовной культуры - Ценности научные (истина), нравственные (моральные, этические), политические, правовые, религиозные (вера), эстетические (художественные);
- по функциям, которые они выполняют - Ценности, как способ ориентации, Ценности как средство контроля в социальных группах, Ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.;
- по широте охвата (степени общности) - Ценности личные (индивидуальные), групповые и общечеловеческие.

Ценности могут быть: признанными (институционализированными), причём, к ним могут как стремиться, так и не стремиться; непризнанными, но действительными; потенциальными. Выделяют и другие виды Ценностей, например: Ценности биологические (биологическое выживание, здоровье, сила), всеобщие и единичные, ложные и истинные, относительные и абсолютные (или вечные), социальные, стиля жизни, самоутверждения личности и т.д.

Ценность - продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, в том числе человечества в целом, каждая из которых выступает в этом процессе как единый совокупный субъект. Будучи порождением жизнедеятельности социума, Ценности отражают в себе её особенности, характерные для данного социума и общие для всех его членов. Ценности всегда носят социальный характер.

Неоднородность социальной структуры общества приводит к сосуществованию в нём в любой исторический отрезок времени различных (неоднородных), иногда противоречивых Ценностей. В этом смысле Ценности выступают как предметная форма существования социальных отношений. Вместе с дифференциацией образа жизни людей, принадлежащих к различным социальным общностям, дифференцируются и Ценности, порождаемые конкретным общественным укладом и отражающие его специфику. Существуют Ценности, характеризующие конкретную историческую эпоху, социально-экономический уклад, нацию и т.д., а также специфические Ценности профессиональных и демографических групп (например, пенсионеров, молодежи), классовых, религиозных, политических и других объединений людей, в том числе групп с асоциальной направленностью. У каждого народа или отдельного человека - свои Ценности.

Ценности относительны, они меняются во времени и пространстве, вместе с развитием общества,
при переходе общества от одной экономической формации к другой, в течение жизни человека и человечества. Изменения Ценностей происходят при изменениях потребностей и интересов людей, формы господствующих в обществе отношений, уровня цивилизованности и других факторов. Ценности могут трансформироваться под влиянием воспитания и культуры.
Вместе с тем Ценности и устойчивы, ибо существуют определенное (иногда весьма продолжительное) время. Более того, есть Ценности, которые сохраняют свое значение на протяжении всего существования человечества (например, жизнь, благо), имеющие, следовательно, абсолютное значение.

Носителем Ценностей является личность, постигающая их в опыте внутреннего принятия или отталкивания и осознающая их сверхличный характер.
По отношению к субъекту (человеку) Ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров в предметной и социальной действительности, обозначения различных практических отношений человека к окружающим предметам и явлениям. Например, стакан, будучи инструментом для питья, проявляет это свое полезное свойство как потребительная стоимость, материальное благо. Являясь продуктом труда и предметом товарного обмена, стакан выступает как экономическая Ценность, стоимость. Если стакан представляет собой предмет искусства, он наделяется ещё и эстетической Ценностью, красотой. Все эти свойства обозначают его различные функции в системе человеческой жизнедеятельности и выступают как предметные знаки, символы определённых общественных отношений, в которые вступает человек.

Разные, а иногда и противоположные Ценности, могут сочетаться в сознании одного человека. Каждый индивид соотносит себя не с одной Ценностью, а с какой-то их комбинацией. Ценности вступают во взаимодействия между собой, образуя систему, которая является существенным элементом организации человеческого поведения.

Человек способен принять за Ценность всё что угодно. Этому способствует производимое в разных формах внушение, осуществляемое искусством, СМИ, рекламой. Здесь встаёт проблема определения действительных Ценностей и отделения их от произвольно принятых за таковые неценностей и даже антиценностей.


Ценности служат важным фактором социальной регуляции поведения людей, их активности и отношений. В них воедино соединяются личное и общественное, выстраиваются предпочтения. Личное предпочтительнее, если не ввергает в противоречие, конфликт с социальной средой: близкими людьми, членами семьи, сослуживцами - всеми, чьё мнение нам небезразлично, чьим отношением мы дорожим.
Наиглавнейшей Ценностью человек считает ту потребность из иерархии потребностей, желание удовлетворить которую доминирует в нем в данное время. Для каждого безусловной Ценностью является жизнь, здоровье; в отношениях с другими людьми главная Ценность - совесть.

Как возвышенная потребность Ценность сопровождается эмоциональным реагированием.

Ценности выполняют важные функции в обществе в целом и в отношении конкретного человека - познавательную, нормативную, регулятивную, коммуникативную, целевую, которые в конечном счете интегрируются в функции социализации. Ценности социализируют индивида.

Различия в Ценностях являются ключом к пониманию культур. Каждое общество имеет чётко определенные главные Ценности, с которыми члены этого общества в целом согласны. Возможно существование общества, даже расколотого ценностными разногласиями. При этом строгая приверженность преобладающим убеждениям и Ценностям часто является скорее целесообразной или прагматической, чем глубоко разделяемой.
Яндекс.Метрика