(англ. targeting или realization of goal/aim; нем. Zielverfolgung)

1. Важнейшая функция управления, определяющая основное содержание всего процесса управления, всех основных и конкретных функций управления.

2. Определение и установка целей, в какой-либо деятельности.

3. Практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования, постановки целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными средствами.

4. Предвосхищение конечного результата управленческой деятельности, на достижение которого нацеливаются управленческие процессы, осуществляемые персоналом управления.

5. Придание определенной направленности развитию объекта управления с целью достижения конкретного результата.

6. Процесс формирования и выдвижения целей индивидуальным или совокупным субъектом.

7. Процесс формирования и обоснования цели развития управляемого объекта.

8. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в формировании цели как субъективно-идеального образа желаемого (целеформирование) и воплощении её в объективно-реальном результате деятельности (целереализации).

9. Смыслообразующее содержание практики, состоящее в целеформировании и целереализации.

10. Ценностно-рациональный процесс, в котором сочетаются интересы, ценностные ориентации людей, их взгляды и убеждения, а также расчеты, соображения эффективности и возможности достижения.
Пояснения:
Целеполагание - специфический вид управленческой деятельности, один из важных этапов стратегического бизнес-планирования.

Целеполагание начинается на уровне потребностей, переходит уровень мотивов и определяется в цели.
Реализация Целеполагания включает следующие элементы:
- анализ ситуации, положения и параметров, характеризующих объект управления;
- обоснование главной (базовой, глобальной) цели как главного направления управленческой деятельности;
- декомпозицию, т.е. дифференциацию главной цели на составные подцели;
- сопоставление главной цели и подцелей с ресурсным обеспечением их достижения;
- постановку перед каждым звеном организационной структуры управления его главной цели.

Наряду с процессом индивидуального Целеполагания в социуме происходит также формирование целей надиндивидуальных сущностей, например, группы, коллективы, организации и т.д. На уровне первичных социальных образований (группа, коллектив) общие цели формируются из совокупности индивидуальных целей. Это происходит двумя путями.

Первый – «многократный субъект», когда общая цель как бы составляется из повторяющихся индивидуальных целей (то, что нужно каждому). К примеру, это заработок. Так возникает коллективно реализуемая цель, преследуемая и всеми участвующими индивидами. При этом каждый индивид имеет ещё и большое разнообразие специфических, характерных только для него целей.

Второй путь образования общих целей - «тактическая коалиция» постоянное взаимосогласование индивидуальных целей, при котором каждый что-то уступает, чего то добивается и некоторая результирующая этого группового процесса составляет общую цель.

В первом варианте цель оказывается тождественной, как на уровне коллектива, так и на уровне индивида. Поэтому она гораздо более операциональна для уравнивания, поскольку имеет намного большую определённость.
В другом варианте цель получается плывучей, неустойчивой. Взаимодействовать с ней управлению существенно труднее.
Фактически действуют оба способа взаимосвязи целей индивидов, что и делает возможным образование различных целевых общностей: семья, организация, поселение, государство и др.

Преобладание ценностных элементов в Целеполагании приводит к формированию идеологизированных целей, а усиление рациональных ближе к управленческим целям.

По степени субъективности, т.е. осознанности, волевого вклада, инициативности Целеполагание можно разделить на три уровня.
На первом уровне Целеполагания имеет место телеономия. Это когда цель «встроена» в саму природу деятельности объективно: санитарно-гигиеническая среда для работников, прибыль для коммерческой организации, стабильность для общества и т.п.

Второй уровень Целеполагания характерен для целенаправленных систем, когда цель формируется вполне субъективно, но извне данной системы. Так, милиции, школе, поликлинике цель задаётся государством, и внутреннее устройство их направлено на реализацию этой цели.
Третий уровень Целеполагания свойствен целеустремленным системам, т.е. способным к самостоятельному производству новых целей и способов их достижения. Здесь проявляется высшая степень субъективности: не столько следовать спросу, сколько формировать его, не столько реагировать на изменения среды, сколько упреждать их или инициировать. В наиболее развитом виде целеустремленность реализуется, например, в разработке новой идеологии фирмы, стратегии её развития, в проективном управлении и т.д.

Все три уровня Целеполагания существуют обычно одновременно. Точнее говоря, третий и второй невозможны без первого.

В процессе Целеполагания формируется иерархия (дерево) целей, в которой определяются конечные и промежуточные цели, их соподчиненность. При этом происходит взаимодействие целей разной дальности (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные), причем, в нормальных условиях ближние цели определяются дальними, а не наоборот.

Целеполагание реализуется в тесной взаимосвязи с другими функциями управления (планирование, мотивация, организация, контроль). Это обусловлено необходимостью корректировки цели, её уточнения, выдвижения новых целей.

Целеполагание обеспечивает реализацию основного принципа управления - системности, когда каждая подсистема управления имеет особенную, главную цель, которая в свою очередь опосредуется целью вышестоящей подсистемы управления и главной целью общества.
Яндекс.Метрика