Пояснения:
Концепция Ненасилия является чрезвычайно всеобъемлющей; она включает в себя непричинение вреда мыслям и чувствам других, их телам и имуществу, ненасилие не только в действиях, но и в речи и мыслях.
Ненасилие является нормативной конкретизацией золотого правила нравственности.
Оно присутствует во всех сформировавшихся на заре цивилизации культурах и религиях, занимает центральное место в религиозно-философских учениях джайнизма и буддизма.
Однако Ненасилие не воспринято общественным сознанием в прямом и обязывающем значении.
Господствующим в последующие эпохи по-прежнему оставался взгляд, оправдывающий насилие: справедливые войны, право народа на восстание, смертная казнь и др. Считалось, что насилие может быть орудием справедливости, служить благой цели.
В определенных обстоятельствах Ненасилие - лучшая практическая политика. Такие обстоятельства возникают, когда одна сторона не вооружена, но полна решимости, в то время как противоборствующая сторона вооружена и полна колебаний.
Убийство людей, которые не сопротивляются - отвратительное дело, и порядочный человек скорее пойдет на уступки, чем будет упорствовать в убийстве.
Однако, если враг решителен и жесток, этот метод не приносит успеха. Таким образом, абсолютный пацифизм как метод достижения какой-то цели имеет весьма ограниченное применение.
Коренной поворот во взгляде на Ненасилие, когда оно понимается как первопринцип морали, не допускающий никаких исключений закон поведения, наметился в наше время.
Современный анализ теории и практики Ненасилия позволяет и требует разграничивать Ненасилие как общий этический принцип и как особую программу конкретной (практической) деятельности.
В первом случае Ненасилие выступает в качестве безусловного запрета, негативно очерчивающего пространство морали.
Во втором - является сознательно культивируемой и достаточно конкретной программой, направленной на разрешение тех конфликтов, которые обычно принято решать с помощью различных форм нравственно санкционированного насилия.
Речь идёт о конфликтах, при которых стороны кардинально расходятся в понимании добра и зла и каждая из них имеет одинаковые основания выступать от имени добра, намечая тем самым насильственный способ разрешения конфликта, который воспринимается другой стороной в качестве совершенно неприемлемого.
На воинственную несправедливость возможны три реакции: покорность, насильственное сопротивление, ненасильственное сопротивление. Как постнасильственная стадия борьбы за справедливость, Ненасилие приобретает конкретный вид в зависимости от природы конфликтов, которые подлежат разрешению: конфликт между народами — одно, между социальными группами — другое, межличностные конфликты — третье и т.д. Ненасильственную борьбу в этом смысле нельзя конституировать в качестве особой деятельности, профессии.
Требование Ненасилия не задает конкретного содержания многообразной в своих проявлениях деятельности, оно есть всеобщее
и безусловное ее ограничение.