1. Активная жизненная позиция, ориентированная на утверждение царства любви, свободы, справедливости и добра.

2. Иллюзия, добровольный самообман.

3. Неумышленный обман.

4. Общечеловеческая универсалия культуры, фиксирующая в качестве ценности состояние эмоционального переживания, возникающего при напряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающего вероятность его свершения.

5. Ожидание блага, осуществления желаемого.

6. Ожидание должного, соединенное с уверенностью в его осуществлении.

7. Предлог уйти от решения смысложизненных дилемм в мир грез.

8. Преодоление настоящего, устремленность в будущее.

9. Радостное направленное ожидание, предчувствие чего-то жизненно важного для человека.

10. Эмоциональное переживание, возникающее при напряженном ожидании субъектом желаемого и предвосхищающее вероятность его свершения.

11. Эмоциональное переживание, которое рождается, когда человек ожидает определенное событие.
Пояснения:
Надежда отражает вероятность того, что нечто может осуществиться. В ней - вера в осмысленность происходящего, несмотря на отсутствие полноты его понимания и чувство ответственности, несмотря на собственное бессилие.

Надежда ищет в жизни не столько то, что есть, а скорее начатки будущего и "точки роста" новой жизни.

Надежда иногда выступает в роли иллюзии-утешения, которая, хотя и не способна отвести удары судьбы, зато в силах избавить человека от страдания, вызванного ожиданием неизбежного. Однако обманчивая (иллюзорная) Надежда-утешение ведет к отчаянию, в то время как главное для человека — сохранить мужество перед лицом любых ударов судьбы. Поэтому некоторые философы отождествляют Надежду с иллюзией, и противопоставляют ей безнадежность как отсутствие всякого обмана.
Другие считают Надежду сущностно связанной со свободой и творчеством и признают ее необходимой и весьма эффективной движущей силой развития, как в личностном, так и социальном, историческом и даже космическом аспектах.
Третьи говорят, что Надежда - ожидание события, которое с ценностной точки зрения может быть и хорошим, и плохим. У хороших и правильно мыслящих людей Надежды истинные и достижимые, у дурных и неразумных — ложные и несбыточные. С такой трактовкой связано понимание Надежды как (положительной) ценности — справедливой награды за добродетельную жизнь.

Психологический феномен сохранения Надежды при отсутствии обосновывающих ее объективных факторов (на базе сильной субъективной мотивации) также осмыслен как ценность и конституируется в качестве отрефлексированной сознательной поведенческой парадигмы, возводясь в ранг жизненного принципа и приобретая в культуре статус приоритетной мировоззренческой позиции.

Надежда, как универсалия культуры, - остро субъективная, лично переживаемая устремленность вперед: примат будущего перед прошлым и настоящим, предполагает постоянное вхождение личных и социальных футурологических проекций в настоящее, отказ от принятия наличного настоящего в качестве финального состояния, окончательного приговора судьбы и т.п.


Надежда на осуществление, исполнение желаемого выражает одну из важнейших характеристик человеческого существования – «пребывания» человека не в жестко детерминированном (предопределенном), а в вероятностном, неопределенном мире.
Жизнь человека обессмысливается, если он теряет Надежду.
Яндекс.Метрика