(русский вариант греческого термина «этика», латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»; нем. – Sittlichkeit)

1. Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы.

2. Высшая и неизменная инстанция над правилами повседневного пользования.

3. Конкретные обязанности человека перед государством, сословиями, корпорациями, семьей, санкционируемые и регулируемые правом.

4. Лишь то в сфере действия нравственных норм, что воспринимается в качестве положительной ценности.

5. Мораль, закреплённая традицией и вековой привычкой.

6. Мораль на уровне её общественных проявлений, выражающая общественную точку зрения - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм и т.д.

7. Некоторая ощущаемая зависимость частной воли от общей воли.

8. Нравы как практикуемые формы поведения.

9. Область практических поступков, обычаев, нравов.

10. Объективная, вневременная, общечеловеческая совокупность идеальных норм поведения, общения и взаимоотношений.

11. Обычаи и нравы, в которых индивид не отличает себя как личность от стихийно формирующихся в обществе и усвоенных им стихийно привычных форм поведения, т.е. нечто исторически предшествующее собственно морали или же более простые формы регуляции - поведения, чем мораль.

12. Один из самых важных и существенных факторов общественной жизни, общественного развития и исторического прогресса.

13. Определяющий аспект культуры, ее форма, дающая общее основание человеческой деятельности, от личности до общества, от человечества до малой группы.

14. Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

15. Правила поведения, определяемые внутренними, духовными качествами человека и полученные в результате нравственных наставлений, нравоучений.

16. Реализации известных норм сознания в поведении людей.

17. Синоним термина мораль, реже - этика.

18. Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

19. Сфера практической свободы, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием, это - «в себе и для себя сущие законы и учреждения».

20. Сфера свободы личности, когда общественные и общечеловеческие требования совпадают с внутренними мотивами, область самодеятельности и творчества человека, внутреннего самопринуждения благодаря личной сознательности, переходящего в склонность и спонтанное побуждение творить добро.

21. Форма внутреннего, личностного побуждения к определенному поведению и его оценки.

22. Ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.
Пояснения:
Нравственность заключается в добровольном самодеятельном согласовании чувств, стремлений и действий членов общества с чувствами, стремлениями и действиями сограждан, их интересом и достоинством, с интересом и достоинством всего общества в целом. Добровольность и самодеятельность согласования отличают всякое явление Нравственности.
Понятие Нравственности носит положительный характер и противопоставляется телесному, плотскому.

Нравственно то, что согласуется с совестью, с законами правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина своего Отечества. При оценке поступков человека с точки зрения Нравственности учитывается не только их практическая целесообразность (насколько они приближают будущее), но и то, насколько они уже сегодня воплощают в себе образ жизни, к которому мы стремимся. Ведь в деятельности народных масс создаются не только материальные предпосылки будущего общества, но и нравственный облик человека будущего. Поэтому Нравственность требует, чтобы высокие цели осуществлялись высоконравственными средствами.

Ценность Нравственности определяется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а степенью доброго усилия.

Цель Нравственности – сформировать способы нормативной регуляции поведения и действий людей в обществе с помощью норм, принципов, категорий морали.

Нравственность, присущая индивидууму, позволяет ему соотносить свои интересы и желания с интересами и желаниями общества, в котором индивид существует.

Нравственность предполагает воспитание в людях непримиримости к злу и несправедливости, принципиальности, готовности бороться за правое дело, чувства ответственности за судьбы других людей.

Нравственность - один из важнейших факторов общественного развития. Нравственными началами созидается общество.

Разрушение Нравственности приводит к распаду, дезинтеграции общества, к катастрофе.
Смена Нравственности приводит к изменению социальных отношений.

Общество защищает сложившуюся Нравственность через социальные интеграторы, посредством различного рода социальных институтов, через защиту ценностей культуры. Отсутствие или слабость этих механизмов лишает общество возможности защищать Нравственность от отдаленных и скрытых угроз, что делает ее уязвимой для неожиданных опасностей дезорганизации, нравственного распада. Это делает общество нравственно и организационно дезорганизованным.

Нравственность включает возможность разнообразия нравственных идеалов, связанных с различными вариантами единства интеграции общества, тех культурах, где формирование нравственного основания переживает длительный кризис, где оно отягощено расколом, нравственный аспект культуры находится в постоянном возбуждении.

В любой культуре Нравственность выступает как дуальная оппозиция, например, как соборный - авторитарный, как традиционный, - либеральный идеалы и т.д.
Переходы от одного полюса оппозиции к другому могут осуществляться через инверсию, т.е. через логически моментальный, взрывообразный переход от одного полюса к другому, или через медиацию, т.е. медленную творческую наработку качественно нового нравственного содержания, новых дуальных оппозиций. Соотношение между инверсией и медиацией на каждом этапе оказывает исключительно большое влияние на формирование Нравственности, ее содержание. Толчок к смене идеалов идет от роста дискомфортного состояния.
Яндекс.Метрика