(англ. violence; нем. Gezualt)

1. Действия, которых не хочет тот, над которым они совершаются.

2. Делание чего-либо через силу, принуждение силой.

3. Демонстрация силы для оказания влияния или уничтожения.

4. Использование силы для достижения определенных целей.

5. Попытка решения проблем с применением физических методов воздействия вплоть до массового истребления одной части общества другой.

6. Общественное отношение, в ходе которого одни индивиды (группы людей) с помощью (внешнего) принуждения, представляющего угрозу жизни вплоть до ее разрушения, подчиняют себе других (их способности, производительные силы, собственность).

7. Один из способов поведения в предельных конфликтных ситуациях, когда конфликтующие стороны расходятся в понимании добра и зла.

8. Одна из форм принуждения, осуществляющаяся вопреки воле тех, против кого она направлена.

9. Одно из оправданий террора как средства перевоспитания несознательных.

10. Право сильного, возведение силы в закон человеческих отношений.

11. Преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека (других живых существ) или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле.

12. Применение индивидом или социальной группой различных форм принуждения (физического, психологического, политического, экономического, вооруженного и т.п.) в отношении других индивидов, социальных групп (и слоев) с целью приобретения (завоевания) или сохранения и укрепления экономического, политического, идеологического господства, приобретения (завоевания) тех или иных прав или привилегий.

13. Применение определенной социальной группой различных форм принуждения в отношении других групп с целью приобретения или сохранения экономического и политического господства, завоевания тех или иных привилегий.

14. Применение силы либо разного рода угроз по отношению к определенным социальным субъектам или к их собственности с целью запугивания и принуждения к определенным действиям.

15. Применение силы или угрозы применения силы по отношению к субъектам или их собственности с целью  запугивания и принуждения к определенным действиям.

16. Причинение физического ущерба телу или собственности человека с помощью силы или оружия.

17. Узурпация свободной воли в ее наличном бытии.

18. Физическое или психическое воздействие одного человека на другого, нарушающее (гарантированное Конституцией) право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

19. Физическое (телесные повреждения, побои) или психическое (угроза) воздействие одного человека на другого.
Пояснения:
Насилие может быть изображено как несколько концентрических кругов с четким "ядром" в центре и размытых по краям:
1. Ядром можно считать прямое физическое насилие, причиненное людям;
2. Опуская ограничение "физическое", мы можем включить "психологическое насилие", ментицид, злонамеренные манипуляции и т.п.;
3. Опуская ограничение "прямое", мы можем включить косвенные формы насилия;
4. Опуская ограничение "людей", мы можем включить других живых существ: органистическое насилие, жестокость к животным;
5. Опуская ограничение "организмы", мы можем включить экоцид, насилие по отношению к окружающей среде;
И так далее, опуская все больше ограничений, мы можем расширить понятие насилия, включив в него:
1. Насилие по отношению к структурам, системам, идеологиям и т.п.;
2. Насилие по отношению к самооценке, достоинству, независимости и т.п.;
3. Ритуально оформленное социальное насилие или "социальная испорченность", означающая уменьшение жизнеспособности или индивидуальной пригодности в силу традиций, обычаев, обрядов населения.
4. Институциональное насилие;
5. Структурное насилие.
 
В основе Насилия всегда лежит один и тот же механизм - истолкование объекта Насилия как чужака, реального или потенциального носителя зла, причастного к возникновению дискомфортного состояния. В этих демонах, оборотнях, вредителях зло не отделено от них самих, т.е. борьба со злом логично перерастает в правомерность истребления его носителей.
В более мягких формах до крайних мер дело может не дойти, например, при избиении собственного ребенка, так как здесь Насилие рассматривается как метод, предохраняющий ребенка от отпадения от ритуала, от санкционированного культурой типа поведения.
Инверсионная логика включает возможность Насилия, так как она построена на представлении о внешних виновниках дискомфортного состояния.
 
Насилие имеет множество количественных и качественных характеристик, которые не могут не учитываться при их ценностной квалификации (например, не одно и то же быть ограбленным или убитым, есть также разница между единичными актами Насилия и массовыми убийствами и т.д.).
 
Насилие есть действие, на которое в принципе не может быть получено согласие тех, против кого оно направлено, ибо не считается с их целями, правами, интересами. При Насилии одна воля подчиняет себе другую, и это подчинение осуществляется путем внешне ограничивающего воздействия.
 
Насилие следует отличать от природной агрессивности человека как живого существа. В отличие от нее Насилие является актом сознательной воли и претендует на обоснование, на законное место в межчеловеческой коммуникации, апеллирует к понятиям блага, справедливости.
 
От других форм общественного принуждения Насилие отличается тем, что доходит до пределов жестокости, характерной для природной борьбы за существование.
 
Насилие можно интерпретировать как разновидность отношений власти (один из её источников), поскольку последняя представляет собой господство одной воли над другой, принятие решения за другого.
Насилие отличается от других типов властных отношений - патернализма и правового принуждения.
 
Насилие часто применяется в социальных конфликтах, носящих острый, интенсивный характер, с целью подавления или уничтожения соперника.
На санкционированное право на Насилие опирается государство, которое обеспечивает порядок, карая силой отклонения от него, а также народные движения, терроризм, пытающиеся навязать свой монолог всему обществу.
Господствующие классы и другие социальные группы для сохранения своих привилегий применяют все средства Насилия, вплоть до массового террора; они прибегают к Насилию и в межгосударственных отношениях. Применение Насилия по отношению к народу - характерная черта тоталитарных режимов.
 
В условиях раскола общества опасность Насилия особенно велика, так как для него характерно взаимное непонимание, слабость или отсутствие реального прочного консенсуса, периодическая потеря культурной почвы для диалога. Положение усугубляется отсутствием реальной экономической интеграции, слабой осознанной нужды различных групп и народов друг в друге, что может превратить любой конфликт в насильственный. Очагами Насилия оказываются не только национальные конфликты, но дедовщина в армии, участившиеся конфликты групп молодежи, рост преступности и пр.
 
Насилие используют и на утилитарной основе, т.е. как средство достижения тех или иных целей, когда цели и средства, с точки зрения общества, несоразмерны, преступны. Например, убийство с целью ограбления.
 
Насилие иногда представляют, как механизм, обеспечивающий принудительную циркуляцию продуктов труда, рабочей силы и др.
 
Правомерность Насилия санкционирована в каждой культуре, хотя и в разных формах и масштабах.
Разрешение противоречий отказом друг другу в статусе людей, открывает возможность отношений друг к другу, как к врагам рода человеческого. Отсюда правомерность Насилия в культуре.
 
Отношение к Насилию можно свести к трем позициям: апология Насилия; радикальное отрицание Насилия, не допускающее исключений; мягкое отрицание Насилия, допускающее исключения.
Апология Насилияя как такового является большой редкостью. Здесь Насилие представляется в качестве критерия справедливости, выражения красоты и мощи духа. Приводится довод, что все исторические вопросы решаются в последнем счете только силой.
Радикальное отрицание Насилия также имеет мало сторонников. Оно исходит из убеждения, что моральное оправдание Насилия невозможно по определению.
Наиболее широко представлена третья позиция, по отношению к которой первые две являются маргинальными: в соответствии с ней Насилие может быть духовно, нравственно оправдано, но только в рамках общего отрицательного отношения к нему; ее основные усилия сосредоточены на исследовании аргументов и соответствующих ситуаций (контекстов), в которых такое оправдание возможно и необходимо. Насилие признаётся оправданным как: отказ от части, во имя целого; жертва во имя будущего; способ предотвращения большего Насилия; легитимное Насилие государства; историческое деяние. При этом логика следующая: там и тогда, где и когда невыносимое зло нельзя блокировать иначе, как уничтожив его носителей или подчинив их воле добрых, совершить Насилие столь же естественно и справедливо, как, например, очистить тело от паразитов.
 
Насилие - результат незавершенности процесса очеловечивания, гуманизации человечества.
Насилие входит в реестр негативных ценностей в качестве их предельного случая; оно есть крайнее выражение зла.
 
Насилие может быть: неопасным для жизни и здоровья потерпевшего (удержание, связывание, отталкивание и т.п.) и опасным (повлекшим легкий, средней тяжести или тяжкий вред здоровью потерпевшего), отягчающем ответственность обстоятельством (при совершении преступления с особой жестокостью или издевательством над потерпевшим), или способом совершения преступления (например, убийства, угона воздушного судна), либо конститутивным (квалифицирующим) признаком состава преступления (например, при изнасиловании).
Преступления, связанные с применением Насилия, представляют повышенную общественную опасность и влекут строгую (повышенную) уголовную ответственность.
Яндекс.Метрика