(англ. mores; нем. Brauch)

1. Нормы, которым люди придают очень большое значение и строго соблюдают.

2. Нормы поведения, бытующие в определённой общности или среде в определённую эпоху.

3. Обычаи, имеющие нравственное значение.

4. Обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений или, наоборот, представляющие собой часто встречающиеся отступления от требований нравственности.

5. Объективированная в обязанностях и ставшая привычкой и образом мысли свободной воли индивида.

6. Одно из двух свойств духа человека (второе - ум), включающее волю, любовь, милосердие, хотение, страсти.

7. Относительно устойчивые способы поведения, обычаи, манеры, преобладающие в конкретном обществе или социальной группе и воспринимаемые как правильные и обязательные.

8. Понятие, фиксирующее общественные привычки людей, то, как фактически ведут себя члены большой или малой социальной группы, что они разрешают себе или запрещают.

9. Привычка к нравственному, которая образуется в результате соединения нравственного с действительностью индивидов.
 
10. Привычки, чувства, верования, общие для группы людей, имеющие моральную ценность образцы поведения, сложившиеся в ходе длительного исторического развития.

11. Принятые и строго предписанные формы поведения в пределах какого-либо общества или общины.

12. Реально существующая (в отличие от декларируемой) нравственность.

13. Своего рода полезные обычаи.

14. Устоявшиеся в данном сообществе формы поведения.

15. Эталоны и нормы поведения, которыми непосредственно руководствуются люди.
Пояснения:
Понятие «Нравы» характеризует все те формы поведения людей, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке.

Совокупность Нравов связана с нравственностью социальной общности. Поскольку различны бытие классов, социальных слоев, их место в системе общественного производства, их уровень культуры, различны и Нравы.

Понятием Нравы обычно пользуются при описании и моральной оценке бытующих в том или ином обществе норм поведения (Нравы буржуазные, бюрократические, социалистические, частнособственнические и т.п.).

Нравы проистекают из постоянных норм, которыми люди руководствуются в отношениях между собой и с обществом, при условии, что эти нормы не вводятся принудительными предписаниями власти или закона или являются результатом влияния религиозных догм, а регулируются традициями. Когда последние упорядочивают политическую (отношение к власти), умственную (отношение к Богу и культу), экономическую (отношение к природе, ее дарам и пр.) стороны жизни, то такие нормы относят к моральным и нравственным обычаям.

В Нравах сохраняются не только те образцы поведения, которые имеют непреходящее значение и являются неотъемлемой властью культурных традиций, но и те, которые препятствуют дальнейшему развитию культуры, ограничивают свободу морального выбора человека.
Нравы или социальные привычки образуют первичную форму права, основанную на традиции, или право обычая; юристы сегодня все еще обращаются к этой «общей морали», материализованной в Нравах и предрассудках общества.

Понятие Нравы близко к понятию норм поведения. Но в отличие от последнего оно характеризует не способ поддержания общественной дисциплины, а содержание поведения (как именно принято поступать), присущего данному обществу, социальной группе, классу, коллективу.

Нравы, как сущее, как наличное бытие добра и зла в поведении отличаются от идеалов как должного.

Нравы противопоставляются народным обычаям - хотя и санкционированным социально, но менее фундаментальным, менее абстрактным в организации, и не так строго наказываемым при их нарушении.

Значение Нравов в историческом процессе состоит в том, что они запечатлевают нравственный прогресс, уже достигнутый, превращаясь в навык.
Власть Нравов над толпой огромна, и действия немалой части человечества регулируются именно господствующими в данное время Нравами.
При росте уровня цивилизации и повышении нравственности смягчаются и Нравы.
Напротив, огрубение Нравов происходит при дегенеративных процессах и деморализации общества, что выражается в увеличении актов насилия, в ослаблении солидарности между членами общества, возрождении жестокости и других пороков.
Яндекс.Метрика