Пояснения:
Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом.
Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом.
Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей.
Формирование Я-концепции нуждается в педагогическом руководстве. Оно сводится к накоплению опыта решения задач при адекватной оценке их, прежде всего родителями и учителями. Эти оценки интериоризируются детьми и составляют ядро Я-концепции.
Становление Я-концепции, будучи в конечном счёте обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.
Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, — одно из важных условий воспитания (сознательного члена общества).
В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие:
Я–физическое - схема собственного тела;
Я–социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;
Я–экзистенциальное - оценка себя в аспекте переживаемого бытия (жизни и смерти).
Есть и другой вариант разбиения Я-концепции на составляющие:
Я реальное (представление о себе в настоящем времени);
Я идеальное (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы);
Я динамическое (то, каким субъект намерен стать);
Я фантастическое (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным, [даже если бы это заведомо оказалось невозможным], эмоциональное отношение к этим представлениям и убеждениям о себе, соответствующая поведенческая реакция) и др.
Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:
- когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);
- эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;
- оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.