(self-concept)

1. Относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.

2. Система представлений человека о самом себе.

3. Система представлений человека о самом себе, более полная и подробная, чем представления, составляющие самосознание и самооценку.

4. Целостное представление человека о себе как о личности, биологическом организме, члене общества, работнике, профессионале и т.д.

5. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: когнитивный — образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т. д. (самосознание); эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.
Пояснения:
Я-концепция - важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности, идеальная представленность индивида в себе, как в другом.
Я-концепция - предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом.

Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей.
Формирование Я-концепции нуждается в педагогическом руководстве. Оно сводится к накоплению опыта решения задач при адекватной оценке их, прежде всего родителями и учителями. Эти оценки интериоризируются детьми и составляют ядро Я-концепции.

Становление Я-концепции, будучи в конечном счёте обусловлено широким социально-культурным контекстом, возникает в обстоятельствах обмена деятельностью между людьми, в ходе которого субъект «смотрится как в зеркало в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.
Формирование адекватной Я-концепции, и прежде всего самосознания, — одно из важных условий воспитания (сознательного члена общества).

В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие:
Я–физическое - схема собственного тела;
Я–социальное, соотносимое со сферами социальной интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;
Я–экзистенциальное - оценка себя в аспекте переживаемого бытия (жизни и смерти).

Есть и другой вариант разбиения Я-концепции на составляющие:
Я реальное (представление о себе в настоящем времени);
Я идеальное (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы);
Я динамическое (то, каким субъект намерен стать);
Я фантастическое (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным, [даже если бы это заведомо оказалось невозможным], эмоциональное отношение к этим представлениям и убеждениям о себе, соответствующая поведенческая реакция) и др.

Я-концепция выступает как установка по отношению к самому себе и включает компоненты:
- когнитивную - образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);
- эмоциональную - самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т.д.;
- оценочно-волевую - стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.д.
Яндекс.Метрика