Пояснения:
Сверх-Я - продукт влияний (в т.ч. воспитания), исходящих от других людей, в частности образуется благодаря механизму раннедетских идентификаций с одним из родителей (в зависимости от пола), который служит для него моделью. Сверх-Я включает запреты и контроль инстинктивных импульсов через принятие родительских и социальных стандартов.
В случае отсутствия родителей (отца) индивид наказывает себя сам. Сверх Я проявляется в виде упреков совести, обязанностей, которые индивид сам на себя налагает, может вызвать чувства тревоги, страха и вины. Сверх-Я находится в постоянном антагонизме с Оно (Ид), запрещая Я (Эго) выполнять его (инстинктивные) склонности, стремления и желания, обращаясь с ним, как некогда родители. Такое противостояние образует динамическое равновесие.
Импульсы агрессии, продуцируемые Оно, служат энергетической основой Сверх-Я: в случае направленности агрессивных актов на самого индивида имеет место моральный мазохизм (обращение садизма против себя, присущий неврозам навязчивых состояний или когда желание мучать превращается в самоистязание и самонаказание). Избыточные жесткость и радикализм Сверх-Я нередко объясняются повседневным насилием индивида над собственными чувствами в детстве, а также проявлением черт Эдипова комплекса.
Сверх-Я присущи несколько взаимосвязанных функций: функция формирования Я-идеала (с которым Я соизмеряет себя, к которому стремится и чьё требование постоянного самосовершенствования старается выполнить), функция самонаблюдения как необходимая предпосылка контролирующей деятельности совести и функция совести (внутреннего морального наказания).
Сверх-Я представляет собой систему моральных чувств и требований к поведению, поступкам и решениям Я субъекта, отождествляемых с социальными требованиями.
Сверх-Я является носителем традиций и ценностей, передающихся из поколения в поколение, и трудно поддается изменениям. Инициируемые Сверх-Я санкции и табу принадлежат к прошлому опыту индивида и нередко вступают в конфликт с ценностями настоящего. Подобные нравственные конфликты, необходимы для роста и взросления личности.