Пояснения:
Анархизм бывает двух видов:
1. Анархизм, вытекающий из стремления человека к возможно большей свободе,
2. Анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека.
Анархизм исходит из требования самой неограниченной свободы личности и отрицает какую бы то ни было принудительную власть, государство для него есть организация меньшинства для эксплуатации большинства, и кроме механизма эксплуатации не может быть ничем иным.
Для сторонников этого направления Анархизма жизнь в идеальном обществе должна обеспечиваться свободными компаниями помимо вмешательства принудительной власти.
Второй вид Анархизма называют анархизмом революционным или анархизмом социалистическим. Его сторонники считают, что общество должно развиваться в направлении создания идеального общественного строя в виде союза автономных и свободных общин.
Критика государства анархистами осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно осуществляться добровольно на основе согласия всех членов общества.
Анархистские концепции построены на различных философских и нравственных основаниях, по-разному представляют (объясняют) истоки и смысл общественного развития, средства, способы и цели социальных изменений. Однако имеются общие принципиально важные подходы, позволяющие объединить их в рамках одного философского направления - Анархизм.
Во-первых, в этих концепциях основной причиной социальной несправедливости (эксплуатации, насилия, принуждения) в обществе признается существование государства и его политико-правовых институтов.
Во-вторых, полностью отрицается любая форма организации общества «сверху - вниз» и провозглашается негативное отношение ко всем типам государственного устройства: монархии, парламентской демократии, диктатуре пролетариата или какой-либо иной форме правления.
В-третьих, государство и право понимаются как полностью отчужденные и даже противопоставленные гражданскому обществу институты.
В-четвертых, условием свободы личности (как высшей социальной ценности) признается отсутствие любых форм власти, правового принуждения.
Анархизм отвергает организованную политическую борьбу, тактическим средством провозглашает акционизм.
Подчеркивая утопизм идеала Анархизма, неэффективность стратегических и тактических приемов практики анархистского движения, нельзя вместе с тем не видеть, что анархисты своей критикой существующего общества и пропагандой идеалов свободы внесли и продолжают вносить заметный вклад в современный общественный процесс и современное обществознание:
- анархистский идеал создания свободных взаимоотношений людей в различных сферах их деятельности служит моделью и для сегодняшнего формирования общественных отношений. Этот идеал заставляет людей задуматься над тем, как не растерять, а, наоборот,
сохранить и приумножить важнейшие ценности человеческого общежития: свободу, равенство прав, справедливость;
- анархистская идея федерализма и интернационализма позволяет критически посмотреть на сегодняшние процессы активизации сил национализма и национальной ограниченности, предостеречь людей от безумия национальной вражды;
- Анархизм и его идеалы заставляют людей размышлять о том образе и строе жизни, который они имеют и которого они достойны.
В наши дни идеи Анархизма продолжают оказывать влияние на ряд философских и общественно-политических концепций, например на взгляды «новых левых», «зеленых», «левых радикалов», сторонников альтернативных движений и др. Но влияние Анархизма очень ограниченно.
Малочисленные анархические партии и группы, которые в основном можно встретить в некоторых странах Европы и Латинской Америки стремятся если не пересмотреть, то хотя бы несколько модифицировать основные положения своей политической теории.
По-видимому, Анархизм в будущем сохранится как одна из форм идейного поиска адекватного пути человечества к свободе и справедливости. Для этого имеются как объективные, так и субъективные причины и условия, которые с разной степенью значимости будут побуждать людей к такому поиску, а значит, следованию идеалам общества анархии.