(от греч. a, an - отрицание, не и arce - начало, власть: anarchia - безначалие, безвластие; англ. anarchism; нем. Anarchismus)

1. Доктрина, защищающая достоинства существования общества без правительственных учреждений.

2. Идея безвластия, без государственного устройства общества.

3. Леворадикальное политическое учение, отрицающее необходимость государства и власти для организации жизнедеятельности личности.

4. Общественно-политическое течение, выступающее с идеей (требованием) немедленного уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей.

5. Общественно-политическое течение, которое выступало за немедленное уничтожение всякой государственной власти (в результате «самопроизвольного», стихийного бунта масс) и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергало политическую борьбу.

6. Общественно-политическое учение, ставящее своей целью освобождение личности от давления всяких авторитетов и любых форм экономической, политической и духовной власти.

7. Общество, организованное на началах самоуправления, автономии и свободной федерации индивидов, общин и наций, на основе свободы, равенства, справедливости, отсутствия эксплуатации.

8. Отрицание необходимости государственной власти.

9. Политическая идеология, провозглашающая необходимость уничтожения государства, и замены любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан.

10. Политическая идеология, провозглашающая целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего государства.

11. Политическое течение, ставящее (провозглашающее) своей целью уничтожение государства и замену любых форм принудительной власти свободой и добровольной ассоциацией граждан.

12. Политическое учение, целью которого является уничтожение государства и замену его на добровольную ассоциацию граждан.

13. Социально-политическое учение, основная идея которого заключается в том, что общество может и должно быть организовано без принудительной власти государства, а личность освобождена от любой власти - экономической, политической, идеологической.

14. Теория и политическое течение, ориентированное на достижение безгосударственной организации общества.

15. Теория о неограниченной свободе и равенстве людей.

16. Учение, пытающееся обосновать необходимость освобождения людей от воздействия всех разновидностей общественной власти, чтобы обеспечить полную свободу личности.

17. Философское и социально-политическое течение, призывающее к полному отказу от всех форм государственного, правового и институционального управления обществом.
Пояснения:
Анархизм бывает двух видов:
1. Анархизм, вытекающий из стремления человека к возможно большей свободе,
2. Анархизм, вытекающий из вражды к тому общественному строю, который создает неравенство и давит человека.

Анархизм исходит из требования самой неограниченной свободы личности и отрицает какую бы то ни было принудительную власть, государство для него есть организация меньшинства для эксплуатации большинства, и кроме механизма эксплуатации не может быть ничем иным.
Для сторонников этого направления Анархизма жизнь в идеальном обществе должна обеспечиваться свободными компаниями помимо вмешательства принудительной власти.
Второй вид Анархизма называют анархизмом революционным или анархизмом социалистическим. Его сторонники считают, что общество должно развиваться в направлении создания идеального общественного строя в виде союза автономных и свободных общин.

Критика государства анархистами осуществляется с позиции того, что всякое принуждение плохо, поскольку оно ограничивает свободу личности. Удовлетворение индивидуальных и коллективных потребностей, по их мнению, должно осуществляться добровольно на основе согласия всех членов общества.

Анархистские концепции построены на различных философских и нравственных основаниях, по-разному представляют (объясняют) истоки и смысл общественного развития, средства, способы и цели социальных изменений. Однако имеются общие принципиально важные подходы, позволяющие объединить их в рамках одного философского направления - Анархизм.
Во-первых, в этих концепциях основной причиной социальной несправедливости (эксплуатации, насилия, принуждения) в обществе признается существование государства и его политико-правовых институтов.
Во-вторых, полностью отрицается любая форма организации общества «сверху - вниз» и провозглашается негативное отношение ко всем типам государственного устройства: монархии, парламентской демократии, диктатуре пролетариата или какой-либо иной форме правления.
В-третьих, государство и право понимаются как полностью отчужденные и даже противопоставленные гражданскому обществу институты.
В-четвертых, условием свободы личности (как высшей социальной ценности) признается отсутствие любых форм власти, правового принуждения.

Анархизм отвергает организованную политическую борьбу, тактическим средством провозглашает акционизм.

Подчеркивая утопизм идеала Анархизма, неэффективность стратегических и тактических приемов практики анархистского движения, нельзя вместе с тем не видеть, что анархисты своей критикой существующего общества и пропагандой идеалов свободы внесли и продолжают вносить заметный вклад в современный общественный процесс и современное обществознание:
- анархистский идеал создания свободных взаимоотношений людей в различных сферах их деятельности служит моделью и для сегодняшнего формирования общественных отношений. Этот идеал заставляет людей задуматься над тем, как не растерять, а, наоборот, сохранить и приумножить важнейшие ценности человеческого общежития: свободу, равенство прав, справедливость;
- анархистская идея федерализма и интернационализма позволяет критически посмотреть на сегодняшние процессы активизации сил национализма и национальной ограниченности, предостеречь людей от безумия национальной вражды;
- Анархизм и его идеалы заставляют людей размышлять о том образе и строе жизни, который они имеют и которого они достойны.

В наши дни идеи Анархизма продолжают оказывать влияние на ряд философских и общественно-политических концепций, например на взгляды «новых левых», «зеленых», «левых радикалов», сторонников альтернативных движений и др. Но влияние Анархизма очень ограниченно.
Малочисленные анархические партии и группы, которые в основном можно встретить в некоторых странах Европы и Латинской Америки стремятся если не пересмотреть, то хотя бы несколько модифицировать основные положения своей политической теории.

По-видимому, Анархизм в будущем сохранится как одна из форм идейного поиска адекватного пути человечества к свободе и справедливости. Для этого имеются как объективные, так и субъективные причины и условия, которые с разной степенью значимости будут побуждать людей к такому поиску, а значит, следованию идеалам общества анархии.
Яндекс.Метрика