(лат. acculturare - от лат. ad - около, к, при и cultura - образование, развитие; англ. acculturation; нем. Akkulturation)

1. Адаптация индивидов или групп к какой-либо культуре.

2. Взаимное влияние сильно отличающихся и (обычно) соседствующих культур.

3. Изменение культуры одного народа - более слабого в политическом и экономическом отношениях - под воздействием другого, более сильного.

4. Любая передача культуры от одной группы другой, включая передачу от одного поколения другому (хотя в данном случае чаще употребляются понятия энкультурация и социализация).

5. Неполный синоним термина «социализация».

6. Передача элементов культуры от одного поколения к другому в рамках одной культуры.

7. Постепенное приобретение детьми форм поведения из окружающей культуры (субкультуры), внутри которой они растут.

8. Процесс взаимного влияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технологии, образцы поведения, ценности и т.д. чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям.

9. Процесс взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа, (обычно более развитого).

10. Процесс взаимовлияния культур, в ходе которого один народ усваивает от другого ценности, нормы, модели поведения.

11. Процесс взаимовлияния культур (обмен культурными особенностями), восприятия одним народом полностью или частично культуры другого народа.

12. Процесс взаимодействия и взаимопроникновения контактирующих в политической жизни различных систем политических ценностей, связанных с их внутренними изменениями.

13. Процесс взаимодействия культур, а также его результат, заключающийся в восприятии одной из них элементов другой культуры или возникновении новой социокультурной системы.

14. Процесс взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов, образование в результате смешения разных культурных традиций принципиально нового культурного синтеза.

15. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния культур, когда в ходе прямого контакта усваиваются технология, образцы поведения, ценности чужой культуры, которые, в свою очередь, изменяются и приспосабливаются к новым требованиям.

16. Процесс взаимопроникновения и взаимовлияния обычаев и традиций, распространения культурных ценностей из одних социальных центров в другие.

17. Процесс восприятия человеком или группой людей комплекса культурных норм окружающего населения.

18. Процесс, в ходе которого группы людей с различными культурами, вступая в непосредственные продолжительные контакты, усваивают элементы другой культуры.

19. Процесс, в ходе которого контакты между различными культурными группами приводят к приобретению новых образцов культуры одной из них или, возможно, обеими вместе с полным или частичным восприятием другой культуры.

20. Процесс заимствования, восприятия культуры другой группы в условиях тесного взаимодействия с ней.

21. Процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии различных социальных и культурных систем.

22. Процесс освоения ребёнком новой для него культуры; соотношения родной и присваиваемой культуры.

23. Процесс повторной социализации взрослого человека (ресоциализация) или усвоения необходимых для жизни и позитивно воспринятых норм и ценностей чужой культуры, которые наслаиваются на традиции и обычаи родной культуры.

24. Смена культуры, происходящая в процессе постоянного прямого контакта между двумя различными культурными группами.

25. Совокупность явлений, возникающих вследствие того, что группы индивидов, обладающие разными культурами, входят в перманентный непосредственный контакт, при котором происходят изменения в изначальных культурных паттернах одной из групп или их обеих.
Пояснения:
К Аккультурации относят контакты представителей разных культур. Результатом таких контактов становится восприятие культурных норм и ценностей. Обычно их перенимает одиночка или группа людей, попавшие в чужую страну и оставшиеся там на постоянное жительство. Обратного процесса, когда все население страны перенимает культурные нормы у приезжей группы иностранцев, практически не бывает. Термин «Аккультурация» используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов.

Выделены два типа условий, при которых может происходить Аккультурация:
1) свободное заимствование контактирующими культурами элементов друг друга, протекающее при отсутствии военно-политического господства одной группы над другой;
2) направляемое культурное изменение, при котором доминирующая в военном или политическом отношении группа проводит политику насильственной культурной ассимиляции подчиненной группы.

Примеров Аккультурации множество. В 19 веке Россия присоединила к своим границам много новых культурных регионов: Польшу, Кавказ, Среднюю Азию. Переселившиеся туда русские перенимали местные обычаи и традиции, сохраняя при этом свои собственные. Но и местное население теснее познакомилось с русской культурой и многое позаимствовало из нее. Это пример Аккультурации, явившейся следствием территориальных завоеваний и присоединений.

Культура прививается всем людям, а не только «дикарям» и меньшинствам: «нет людей, чьё культурное развитие обошлось без влияния иностранной культуры». При этом обмен культурными элементами обычно носит неравнозначный характер; это особенно показательно для групп иммигрантов, оказывающихся в новой для них этнокультурной среде и вынужденных приспособляться к ней.

Выделяют три основных типа реакции группы-реципиента, изначальные культурные паттерны которой претерпевают изменение, на ситуацию культурного контакта с группой-донором, из культуры которой первая черпает новые культурные паттерны:
- принятие (полное замещение старого культурного паттерна новым, почерпнутым у донорской группы);
- адаптацию (частичное изменение традиционного паттерна под влиянием культуры донорской группы);
- реакцию (полное отторжение культурных паттернов «донорской группы» усиленными попытками сохранить традиционные паттерны в неизменном состоянии).

Изменения в результате Аккультурации на групповом уровне:
- физические изменения: новое место проживания, другой тип ведения хозяйства, повышенная плотность населения, урбанизация, повышенная атмосферная загрязненность и т.п. Все они связаны с аккультурацией.
- биологические изменения: новые диетические особенности, незнакомые заболевания (часто бывают очень разрушительны для организма). Это также имеет связь с аккультурацией.
- политические изменения, в ходе которых недоминирующие группы попадают под определенный контроль и теряют часть своей автономии.
- экономические изменения, которые уводят людей от традиционных занятий к новым формам работы занятости.
- обязательно происходят культурные изменения (которые находятся в центре нашего внимания): языковые, религиозные, образовательные и технические устои меняются, включая межгрупповые и межличностные отношения.

В результате Аккультурации на личностном уровне происходит очень много психологических изменений, изменений в поведении (поведенческие сдвиги). Они включают ценности, аттитьюды, способности и мотивы. Например, меняются существующие идентификация и аттитьюды и развиваются новые: личностная идентификация и этническая идентификация часто сдвигаются в сторону от изначальных показателей; появляются мысли о том, насколько (если вообще) следует участвовать в процессе Аккультурации; другие аттитьюды (такие как межгрупповые аттитьюды и жизненные преференции) также меняются и развиваются в процессе Аккультурации.
На личностном уровне в процессе Аккультурации часто проявляются социальные и психологические проблемы; они относятся к понятию аккультурационный стресс (или культурный шок). Так как подобные негативные и нежелательные последствия неизбежны и существует множество возможностей столкнуться с ними в процессе Аккультурации, то, очевидно, что возникают серьезные проблемы в отношении Аккультурации.
Появление и распространение поведенческих сдвигов и аккультурационного стресса вызвано рядом характеристик, которые индивиды привносят с собой в аккультурационное поле, и другими феноменами, возникающими в процессе Аккультурации.

Аккультурация проявляется тогда, когда группы лиц, имеющие разные культуры, приходят в непрерывное общение с последующими изменениями в оригинальной модели культуры одной или обеих группах.

Аккультурация может быть первой ступенью на пути к полной ассимиляции.
Длительная Аккультурация, не завершающаяся ассимиляцией по тем или иным причинам, может иметь скрытый конфликтный потенциал, выражающийся в таких проявлениях как балканизация, дискриминация, сегрегация.
С другой стороны, над многими народами (особенно диаспорами), успешно прошедшими путь Аккультурации, нависает угроза полной ассимиляции (чангоши и русские старообрядцы в Румынии, франко-онтарцы и франко-манитобцы в Канаде).

Аккультурация - необходимый элемент межкультурного взаимодействия. Когда встречаются представители двух разных культур, то они, намереваясь найти общий язык, пытаются понять друг друга. Таким образом, Аккультурация играет прогрессивную роль в глобальном обществе. Она предполагает обучение нормам другой культуры, знакомство с ее историческим наследием, позволяет найти эффективную технологию общения людей.
Яндекс.Метрика