(от лат. alter – другой, другое, иной; франц. altruisme, англ. altruism; нем. Altruismus)

1. Бескорыстная забота о благе ближнего.

2. Бескорыстная забота о благе других и готовность жертвовать для других своими личными интересами.

3. Бескорыстная забота о благе других людей.

4. Бескорыстная самоотверженная забота о благе других людей.

5. Деяния, направленные на то, чтобы делать добро другим, не считаясь с собой.

6. Заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном.

7. Мировоззренческая позиция с присущим ей нравственным принципом поведения, суть которого в способности жертвовать собой, своими интересами ради блага других и в том, чтобы бескорыстно служить другим людям.

8. Моральный принцип, основанный на признании естественной связанности людей через врожденное чувство  симпатии.

9. Моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов другого.
 
10. Направленность поведения и внимания человека на благополучие, интересы другого человека или группы людей.

11. Нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, в готовности жертвовать для их блага личными интересами.

12. Нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на благо (удовлетворение интересов) других людей.

13. Нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.

14. Общественное состояние, при котором индивид полностью поглощается группой и не имеет собственных целей, отличающихся от целей группы. При этом исполнение долга и следование групповым нормам считаются наивысшими ценностями.

15. Ограничение личного интереса ради общего, а в некоторых интерпретациях именно общественного интереса.

16. Самоотверженное поведение, положительно влияющее на выживание, благополучие и настроение других.

17. Самоотверженность, сознательное и добровольное служение людям, желание помогать другим, способствовать их счастью на основе мотива любви, преданности, верности, взаимопомощи, сочувствия, сострадания.

18. Самопожертвование ради (молодых) сородичей.

19. Система нравственных принципов, предполагающая предпочтение интересов других интересам собственным.

20. Система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом и критерием нравственной оценки являются интересы другого человека или социальной общности.

21. Склонность жертвовать индивидуальными интересами в пользу интересов другого человека, коллектива, общества.

22. Стремление сделать людям лучше, чем им того хочется.

23. Характеристика мыслей и действий, лишенных себялюбия.

24. Характеристика неэгоистических поступков человека, в которых выражается его готовность и способность действовать в интересах других людей, оставляя свой личный интерес на втором плане.
Пояснения:
Суть Альтруизма заключается в принципе:
1. "Живи для других".
2. "Живи и дай жить другим" - для обычных людей в обычных обстоятельствах, а для готовых к самопожертвованию - "Живи и помогай жить другим".

Альтруизм – принцип морального поведения. Он не всегда является выражением любви к ближнему, и вовсе не требует жертвенной любви к ближнему.

Любое, даже самое альтруистическое, человеческое действие возникает из желания быть признанным Другим, из жажды самопризнания в той или иной форме.


Альтруизм может варьировать от простого избегания встреч до жертвования своей жизнью ради жизни другого.
Конкретными формами реализации Альтруизма в поведении выступают различные виды проявления любви к ближнему — милосердие, благодеяние, филантропия и др.
Признаки Альтруизма: привязанность, уважение, доброта.

Элементы альтруизма присущи многим животным, то есть являются инстинктивными.
Следует различать инстинктивный Альтруизм, объединяющий животных в род, и человеческий Альтруизм, зарождающийся в условиях цивилизации и переходящий в спонтанное врожденное чувство.

В качестве морального требования Альтруизм формулируется в противоположность эгоизму, о чем свидетельствуют золотое правило и заповедь "Возлюби ближнего, как самого себя".

Как требование, предъявляемое к отношениям между людьми, Альтруизм шире принципа уважения, запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей, и принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и обязывающего воздавать другим по заслугам. Альтруизм представляет собой частный случай милосердия.

Как принцип межличностных отношений Альтруизм конкретизируется в принципе справедливости: "Поступай так, чтобы интерес другого человека не становился для тебя средством достижения собственных целей"; в принципе уважения: "В своих поступках не ущемляй интересы и права другого человека", - и принципе человеколюбия, или соучастия: "Поступай так, чтобы интерес другого человека становился целью твоего поступка".
 
Альтруизм противоположен эгоизму, индивидуализму, эгоцентризму и предпочтению личных интересов.
Альтруизм противоположен гедонизму, а в некоторой степени – и утилитаризму.

Отношение Альтруизм - эгоизм рассматривается как неразрешимая антиномия, свойственная человеческой природе. Проблема, отраженная в дилемме «Альтруизм — эгоизм», заключается в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как видно из определения Альтруизма и самого понятия "Альтруизм", речь идет о содействии не общему интересу, а именно интересу другого человека, возможно, как  равного и непременно (при любых условиях) - как ближнего, и уточняется, что Альтруизм необходимо отличать от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности, относительно того, кто судит о благе другого, в особенности, когда другой не может считаться в полной мере суверенным и судить о том, что составляет его действительный интерес.

Альтруизм отличен от коллективизма как принципа, ориентирующего человека на благо сообщества (группы).

Альтруизм принципиально отличается от любви. Он требует любви к другому, абстрактному человеку по той только причине, что это другой человек. Таким образом, объектом альтруизма является неопределенный индивид, которого мы должны любить именно потому, что он чужд нам, что он от нас отличается. Любовь, напротив, испытывают всегда к конкретной личности, которую мы любим не потому, что она от нас отличается, а потому, что она нам близка, - и любим в той мере, в какой она нам тождественна.

Обращенный к индивиду как к носителю частного интереса, Альтруизм предполагает самоотречение, ибо в условиях социальной и психологической обособленности между людьми забота об интересе ближнего возможна лишь при ограничении собственного интереса. В некоторых случаях (при уходе за тяжелобольными, умирающими и т.п.) альтруист проявляет полное самопожертвование, самоограничение, отказывается от счастья, своих интересов и желаний.
 
Альтруизм отказывается от внутренней самооценки субъекта в попытке выйти за пределы эгоизма. Нравственность обеспечивается оценкой извне, а потому Альтруизм вынуждает человека смотреть на собственные действия с точки зрения беспристрастного очевидца, что приравнивается к суду совести. С позиции Альтруизма понятие долга естественно следует из чувства врожденной симпатии между людьми.

Объяснения альтруизма:
  (а) генетическое наследство, подтверждаемое примерами из мира животных, а также "эгоистической генной" теорией, то есть альтруистическое поведение в отношении одного родственника (например, материнское поведение) имеет своим следствием сохранение некоторых общих генов;
(б) когнитивное развитие: нравственное основание способность "принимать участие в другом" увеличиваются с возрастом;
(в) социальный опыт: социализация влечет за собой усвоение опыта других посредством наблюдения и подражания;
(г) благоразумное поведение: помощь другим может поощрять ответную помощь с их стороны. Последнее сомнительно альтруистическое, так как, способно нести в себе расчет на личную или взаимную выгоду. При таких условиях вся человеческая деятельность  могла бы рассматриваться как эгоистическая, но тогда было бы стерто всякое различие между альтруистическим и эгоистическим поведением.
Психологи предложили личностный подход к альтруизму, ибо участливое поведение более выражено у одних людей, чем у других.

Способность к Альтруизму выступает как: критерий нравственности поведения и высший этап нравственного развития личности.
Иногда Альтруизм трактуется как альтернатива эгоистической морали при различных формах социального переустройства общества.
Моральное усовершенствование общества может быть достигнуто путем воспитания в людях особого общественного чувства - Альтруизма, которое должно противодействовать их эгоизму.
"Жить для другого" ("Vivre pour altrui") - эти слова должны стать эпиграфом к моральным требованиям будущего.

Буржуазное понимание Альтруизма основывается на представлении, что люди по своей природе являются эгоистами и что эту их «естественную» склонность можно побороть моральным воспитанием человека. Таким образом, характерную для буржуазного общества противоположность интересов людей предлагается преодолеть не путем перестройки общественных отношений, а на основе самосовершенствования личности. Практически же Альтруизм в буржуазном обществе может проявляться лишь как частная благотворительность (Филантропия), как оказание бескорыстных услуг «ближнему» в личном плане, вопреки законам экономической деятельности, которая необходимо является своекорыстной.

При социализме принцип Альтруизма сохраняет значение в основном в области личных взаимоотношений (оказание друг другу различных частных услуг, помощи и т.д.). В сфере же общественно полезной деятельности, в труде, люди служат не их «ближним», а «дальним», то есть всему обществу в целом, иными словами, не просто оказывают услуги отдельным людям, а трудятся во имя блага всего народа. Не отделение и противопоставление своих и чужих интересов, а их конечное единство, обусловленное общностью целей всех трудящихся, лежит в основе принципов коммунистической нравственности.
Яндекс.Метрика