Пояснения:
Эквивалентное Воздаяние издавна считалось одним из непременных требований справедливости; без него представлялось невозможным требовать от людей выполнения определенных норм поведения.
Принцип Воздаяния используется в праве (наказание сообразно с мерой преступления), а также лежит в основе материального стимулирования деятельности людей.
В морали проблема справедливого Воздаяния возникает тогда, когда люди начинают отличать личные интересы от общественных.
Поскольку эксплуататорское общество, основанное на социальной несправедливости, как правило, не обеспечивает действительного вознаграждения добродетели и наказания порока, то в религиозной морали Воздаяние переносится в потусторонний мир. Вера в «загробную жизнь» и «божий суд» выдвигается там как единственная гарантия и предпосылка нравственного образа жизни людей на земле. Таким образом, моральная санкция по аналогии с правовой толковалась как своеобразная «материальная компенсация» в потустороннем мире за благодеяния и злодеяния, совершенные в земной жизни.
В действительности же подлинно моральной санкцией являются поощрение и наказание, осуществляемые посредством духовного воздействия на людей.
При «социализме» также пытались осуществить принцип Воздаяния, и прежде всего в распределении по труду. Предполагалось, что этот принцип не только способствовал развитию трудовой активности, но, будучи воплощением требований справедливости, являлся способом духовного воздействия общества на личность (признание её заслуг стимулировало у неё трудолюбие и т.д.). Не получилось, к сожалению.