(англ. slavery; нем. Sklaverei)

1. Институциализированное господство над людьми, не имеющими никакой собственности или прав по рождению.

2. Исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина - рабовладельца.

3. Один из древнейших правовых институтов, представляющий собой право собственности (частного лица, общины, государства) на человека как на вещь.

4. Открытая форма эксплуатации человека человеком, основанная на силе.

5. Положение или состояние лица, в отношении которого осуществляются некоторые или все полномочия, присущие праву собственности.

6. Постоянное, насильственное господство над отчужденными по рождению и в целом опороченными людьми.

7. Система социально-экономических отношений, при которой один человек является полной собственностью другого - владельца (господина), распоряжающегося его трудом и жизнью.

8. Состояние или положение человека, над которым осуществляются атрибуты права собственности или некоторые из них.

9. Состояние полной зависимости одного человека от другого, из-за которого этот человек (раб) является собственностью своего хозяина - рабовладельца; последний может продать, купить и даже убить раба.

10. Статус или условия жизни человека, который не свободен в выборе своих работодателей, с которым обращаются, как с вещью или собственностью, и который может быть продан на рынке.

11. Условия, в которых возможно (или осуществляется) подчинение одного индивида другому, либо доминирование одного над другим.

12. Форма социальной стратификации, при которой одни люди в буквальном смысле принадлежат другим как их собственность.

13. Экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Пояснения:
Зародившись на стадии разложения первобытнообщинного строя, Рабство легло в основу особой экономической формации - рабовладельческого строя.

Способы обращения в рабство: захват иноплеменников в плен во время войн или похищения во время предпринимаемых с этой целью операций (набеги, пиратство и т.п.); обращение в Рабство (в т.ч. по суду) за неуплату долгов, за преступления и т.д.;
Кроме перечисленных источниками Рабства являются: захваченные соплеменники, естественный прирост рабов, внутренняя или внешняя работорговля.

Вариантов наследования статуса раба много. Например, у римлян практика состояла в происхождении статуса от не римлян, а по ближневосточным и исламским правилам дети смешанного происхождения (от рабов и свободных) обычно становились свободными.
Во многих системах рабы часто становились свободными после смерти хозяина, путем брака или сожительства с ним (особенно в исламских обществах), усыновления или политического решения (например, государства в знак признания проявленной на войне отваги).
На свободе, однако, раб часто продолжал зависеть от бывшего хозяина.

Выделяют следующие черты этого явления.
- рабовладелец имеет фактически неограниченные права на насилие, вплоть до смертной казни, или угрозу насилия над рабом;
- внеэкономическое принуждение раба к труду;
- раб испытывает "отчуждение  по рождению", будучи генеалогически изолируемым и лишенным всех прав по рождению;
- торговля рабами;
- к рабу нет чувства уважения.
Почти универсальными были сексуальное злоупотребление хозяев рабынями, весьма частое сожительство,  но редкими - брак между ними.
 
Рабство является одной из древнейших форм эксплуатации человека. Оно возможно при соблюдении определенных условий:
- существенном различии в способности оказывать воздействие на противоположную сторону (можно говорить о силовом превосходстве эксплуататоров над эксплуатируемыми, обусловленном в древности численностью, позднее силой оружия, организованностью или идеологией);
- морально-психологических (в том числе и интеллектуальных) различиях между эксплуататорами и людьми с "рабской психологией" (для того, чтобы быть эксплуататором, сознавая это, необходимо обладать определенными душевными и интеллектуальными качествами);
- отсутствии существенно более выгодных способов эксплуатации (классика).

Ни одни из известных рабовладельцев не преуспели в тотальном управлении всеми рабами или в признании за ними полностью опороченного статуса. Так, восстания рабов были постоянной исторической чертой. Правда, отсутствовала какая-либо основа для их единства. Зарегистрировано лишь одно успешное ниспровержение данной системы во французском Сан-Доминго в Карибском бассейне в 1791-1803 гг.

Использование только насилия в качестве средства управления во всех системах господства саморазрушительно. К тому же, рабский труд экономически не эффективен.
Поэтому вводились разнообразные побуждения - возможность получить свободу, право приобретать имущество для своего выкупа. Так, римляне (к IV в.) стали предоставлять рабам пекулий, т.е. определенное имущество (земельный участок, мастерская, лавка и т.п.), часть дохода от которого они должны были отдавать хозяину.

Рабство было широко распространено вплоть до конца 19 в.
Великая французская революция провозгласила отмену Рабство в 1793 г. Однако во французских колониях этот акт был проведен в жизнь лишь в 1848 г.
Великобритания юридически отменила Рабство в 1807 г., но фактически вплоть до 1833 г. Рабство в английских колониях сохранялось.
В 50-х гг. 19 в. объявила об отмене Рабства Португалия, а в 60-х гг. - большинство государств Американского континента.
В США Рабство было отменено в 1863 г. в результате Гражданской войны между Северными и Южными (рабовладельческими) штатами.
У арабов Центральной и Южной Аравии и в некоторых странах Африки (Эфиопии, Нигерии и др.) Рабство сохранялось и в 20 в. Так, в Эфиопии оно было официально отменено только в 1930 г., а в Саудовской Аравии - в 1950 г.

В настоящее время Рабство в его классическом, узаконенном виде постепенно исчезает и практически не встречается в мире. Как правовая категория оно запрещено законодательством всех стран мира. Однако несмотря на почти двухсотлетнюю борьбу против Рабства, оно продолжает существовать.
Около 12 миллионов людей все еще живут в условиях Рабства или близком к нему состоянии в Латинской Америке, Африке и Южной Азии. В Саудовской Аравии, например, численность рабов составляет около 250 тыс., из них 60% - иностранцы, проданные в Рабство.

Рабство модифицируется в обычаи, традиции и институты, сходные с ним по своей сущности (в виде так называемых "пережитков прошлого"). Поэтому особое внимание должно быть уделено борьбе с такими явлениями.
К ним отнесены:
а) продажа детей и эксплуатация детского труда. От обычного общеуголовного преступления это деяние отличается своей субъективной стороной, преследуя цель продать ребенка людям (в том числе и в другие страны), которые будут использовать его в качестве бесплатной рабочей силы, лишат собственного имени и основных прав человека. Сюда же относятся факты передачи за вознаграждение родителями или опекунами своих детей в услужение состоятельным лицам;
б) обращение в домашнее рабство женщин. Запрещена покупка невесты, а также передача ее другому лицу за вознаграждение или иным образом, в том числе по наследству;
в) долговая кабала - форма экономического Рабства. Обычный труд в погашение долга не запрещен;
г) крепостная кабала (относится только к крестьянству).

Поэтому борьба с Рабством сохраняет актуальность. Никто не должен содержаться в Рабстве или подневольном состоянии.

УК не содержит упоминаний о Рабстве и работорговле, несмотря на то, что Россия является участником всех соглашений по этому вопросу, а о фактах Рабства и подневольного состояния отдельных лиц в РФ неоднократно сообщалось в СМИ.
Яндекс.Метрика