(от франц. Rуle; англ. role; нем. Rolle)

1. Динамический аспект (характеристика) статуса - разыгрывание статуса в поведении, соответствующем "ролевым ожиданиям", связанным с данным статусом.

2. Модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными за данным статусом соответствующими социальными нормами.

3. Относительно стандартизированное социальное положение, включая определенные права и обязанности индивидуума, например, отца или матери.

4. Поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенную социальную позицию или статус.

5. Ролевое функционирование личности, занимающей определенное положение в своем социальном окружении.

6. Соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

7. Социальная функция личности.

8. Степень участия, мера влияния, значение чего-либо.

9. Стереотипное поведение, ожидаемое от человека, занимающего определённую позицию (или статус) в социальной структуре, в тех или иных типовых ситуациях взаимодействия.

10. Устойчивый стиль поведения индивида в обществе, зависящий от его статуса, ожиданий других людей в отношении его поведения.
Пояснения:
Диапазон и количество Ролей определяются многообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность, ее потребностями и интересами.

Индивидуальное исполнение человеком Роли имеет определенную «личностную окраску», зависящую прежде всего от его знаний и умения находиться в данной Роли, от ее значимости для него, от стремления в большей или меньшей степени соответствовать ожиданиям окружающих.

«Принятие Роли» - необходимый процесс в развитии «Я». И взрослые, и дети устанавливают понятие «Я», воображая себя занимающими положение других.
Процесс принятия Ролей объясняется склонностью ребенка к имитации. В ходе принятия и интеграции новых Ролей в процессе социализации у ребенка складывается «Я-концепция». Здесь большое значение имеет механизм идентификации, благодаря которому индивид отождествляет себя с теми или иными Ролями.

Принятие Роли «другого» и «обобщенного другого» важно для формирования человеческого Я, сознания и общества.
Яндекс.Метрика