(англ. authority /domination/power; нем. Herrschaft)

1. Вероятность того, что власти данной организации или общества будут повиноваться.

2. Вероятность того, что приказание встретит повиновение у определенных групп людей.

3. Власть, осуществляемая одним человеком или группой над другим человеком или группой.

4. Возможность заставить лиц, которым приказывают, повиноваться приказу.

5. Институциональная форма проявления особого вида власти, связанная с угнетением и сопровождаемая разделением классов, социальных групп и индивидов на господствующих и подчиненных и соответствующей иерархией.

6. Институциональное общественное отношение, выражающее подчинение одной социальной группы другой (например, классовое Господство) на основе их экономического, социального, политического, идеологического неравенства.
7. Распоряжение человеческими действиями.

8. Способность социального актора навязывать его или ее желание другим, несмотря на сопротивление с их стороны.
Пояснения:
Господство - понятие, характеризующее осуществление власти, которое принимает институциональные формы и предполагает расчленение общества на господствующие и подчиненные группы, а также выделение и обособление особого управленческого аппарата.

Существуют три типа Господства:
1) традиционное, обусловленное традициями, нравами, привычкой к определенному поведению, - геронтократическое (власть старейшин), патриархальное (власть вождя племени), патримониальное (власть монарха) и султанизм как разновидность последнего;
2) харизматическое;
3) легальное (рационально-бюрократическое), основанное на признании добровольно установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения.

Следует различать власть и Господство, последнее предшествует власти. Власть только в особых условиях приобретает специфические черты Господства.

Господство нельзя рассматривать вне социально-классовой структуры общества, а последнюю - вне отношений Господства и подчинения. В понятии Господство подчеркивается вероятность того факта, что властный приказ встретит повиновение объекта.

В трактовке понятия “ Господство ” выделяются два главных направления.
Первое рассматривает Господство и подчинение как имманентно присущее природе человека.
Сторонники второго направления считают, что Господство возникает вместе с разделением труда и является не только неизбежным следствием развития цивилизации, но и сущностью современного исторического процесса. Нынешнее общество, по их мнению, есть не что иное, как совокупность отношений Господства.
 
Везде, где гарантируется защита, возникает господство над защищаемыми, например, господство отца над ребенком (аналогично - господство церкви над совестью государства, над гражданами и т.д.).
Чтобы иметь возможность защищать, нужна сила. Всякое отношение господства является одновременно (хотя и не без исключения) отношением силы.

В случае нарушения законности, деформации политической системы элементы Господства (например, культ личности) могут возникать в любом обществе.
Рецидивы Господства преодолеваются в ходе формирования и упрочения правового государства, демократизации, обновления всех сторон жизни общества.
Яндекс.Метрика