(англ. Evil; нем. Bose)

1. Вещь, дело или действия человека, приносящие больше разрушения, чем созидания.

2. Все формы насилия (не только негативные деяния, но и враждебные помыслы в отношении человека).

3. Всё дурное, плохое, вредное.

4. Всё, что возбуждает в нас неудовольствие или отвращение, или вообще оценивается нами отрицательно и противополагается благу.

5. Всё, что непонятно, что вызывает страх, а нередко, что просто не нравится.

6. Всё, что оказывает разрушающее воздействие на человека (в его природных и общественных проявлениях).

7. Всё, что получает от нас отрицательную оценку, или порицается нами с какой-нибудь стороны.

8. Всё, что противоположно добру.

9. Дефект, отступление от добра.

10. Дисгармоническое взаимоотношение целого и частей.

11. Жизнеотрицание.

12. Комическая сила, принимающая образ идеологии, которая охватывает и поглощает, или, по крайней мере, может поглотить большую часть человечества.

13. (Наиболее общее оценочное понятие, обозначающее) отрицательный аспект человеческой деятельности, то, что подлежит ограничению и преодолению.

14. Намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

15. Нарушение органической цельности сущего.

16. Насилие не только над человеком, но и над живым существом вообще.

17. Негативные состояния человека (старение, болезнь, смерть, нищету, униженность) и силы, вызывающие эти состояния (природные стихии, социальные потрясения, деятельность людей и т.п.).

18. Недостаток или отсутствие (устранение) добра.

19. Некоторая иллюзорная характеристика, одно из определений собственного «Я», т.е. некоторая попытка самокритики, точнее, попытка её избежать, экстраполируя свои негативно оцениваемые черты на внешнего субъекта, на козла отпущения.

20. Неправедный поступок, совершенный сознательно или по неумению мыслить.

21. Отвержение добра свободной волей человека, своевольное упорство в этом.

22. Отклонение от нормы, недолжное.

23. Отрицание добра, противостояние (радикальная противоположность) истине, добру и благу.

24. Плохое, нежелательное, предосудительное для людей, порицаемое ими, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье.

25. Причина ненависти и отвращения.

26. Противоположность добру, составляет с ним дуальную оппозицию, полюса которой находятся друг с другом в состоянии амбивалентности, (оно всегда – гипоцентр).

27. Реализованная мысль, рожденная в порочной части разума.

28. Реальная или потенциальная, существующая или иллюзорная угроза существованию.

29. Результат духовного банкротства, неудачи человека в попытке пойти по пути добра.

30. Результат несовершенства мира, духовной и интеллектуальной незрелости людей.

31. Результат отношения людей к чему-либо как к Злу.

32. Следствие свободы человека, выражение и свидетельство её полноты.

33. Страдания живых существ и нарушения ими нравственного порядка.

34. Страдания, как антропологическое свойство живого.

35. Субъективная оценка негативных отношений или деяний, способная существовать самостоятельно как критерий, стягивающий на себя ресурсы.

36. Тень блага, его частный случай или отступление от него.

37. То, что в большей степени разрушительно, чем созидательно.

38. То, что воспринимается как препятствующее (человеческой) жизни, уничтожающее её или обесценивающее некоторую ценность, то, что вызывает дисгармонию.

39. То, что вызывает дискомфортное состояние.

40. Убийство, воровство, прелюбодеяние, лжесвидетельство, зависть.

41. Умышленное причинение своим людям вреда, ущерба, страданий (причинение чужим людям вреда обычно Злом не считается, это называется бизнесом или военной хитростью).

42. Ценностное представление, противоположное добру (благу), универсалия культуры, основополагающая для морали и этики.

43. Человеческая ситуация, обусловленная несовершенством его интеллекта и воли.

44. Эгоистическое самоутверждение и конформизм, цинизм и лицемерие, человеконенавистничество и пр.
Пояснения:
Зло всегда имеет отрицательный смысл. Однако отрицательного определения Зла как устранения или отсутствия добра явно недостаточно. Зло - радикальная противоположность добра и блага.
Признак зла - умышленность, злая свободная воля. Зло проявляется в разрушении, беспорядке, уничтожении бытия. Зло всегда несет в себе зародыш саморазложения.
3ло редко выступает открыто, как злонамеренность, т.е. под своим собственным знаменем, как правило, оно скрывает себя под личиной добра.

Манихейское представление о 3ле стимулирует озабоченность поисков той видимости, за которой прячется якобы реальное 3ло. Им могут быть соседние племена, начальство, колдуны, ведьмы, царское самодержавие, революционеры, либералы, бюрократы, империалисты, сионисты, евреи, масоны, буржуазия, этнические группы, отождествляемые со спекулянтами, мелиораторы, продавцы, члены партии, интеллигенция, кооператоры, вредители в деле строительства «царства Правды и справедливости» и все, кто угодно.
Всё реальное 3ло - результат козней определенных людей-оборотней: плохая экономика - результат деятельности экономистов, дефицит - вина спекулянтов, разложение молодежи - результат козней Запада, радиоголосов и т.д.
В качестве объекта 3ла могут выступать и те или иные вещи, например, водка, узкие брюки, рок, видео и всё, что угодно, всё новое, непривычное, и, следовательно, для традиционного сознания дискомфортное.
Сама мысль, её беспокойная суть может рассматриваться как реальное 3ло. В этой ситуации принадлежность к тем или иным профессиям, социальным, этническим группам может в моменты массового возбуждения стать опасной.
В качестве субъектов 3ла могут рассматриваться не только ближайшие родственники, но и собственная личность. Отсюда самооговоры на процессах ведьм, на политических процессах времен большого террора.

Вера в способность 3ла перетекать в любую видимую реальность несовместима с представлениями о личной вине, о личной ответственности. Она требует от человека не столько точного выявления границ постоянно перетекающего 3ла, сколько уничтожения всей заряженной области, наподобие того, как уничтожение тараканов требует опрыскивания ядом всей области возможного их пребывания, а не поиска и опознания подозреваемого и тем более установления вины, меры личной ответственности каждого и индивидуального соразмерного приговора. Отсюда погром, терроризм, где выбор жертвы определяется некоторым видовым признаком, который, впрочем, может оказаться мнимым. Например, при избиении кулаков, буржуазии и т.д., «борцы за Правду» никогда четко не следуют за ими же провозглашенными критериями, отличающими носителей 3ла от носителей добра. При этом конкретная жертва всего лишь случайность, необходимая для выполнения соответствующих разнарядок жертвенных актов.

Этический историзм опирается на идею позитивной роли Зла в истории: положительные социальные перемены происходят на фоне разложения нравственных связей; алчность и властолюбие бывают мотивами благих деяний - объединения государства, экономических и технических инноваций и т.п. Действительно позитивная роль Зла ограничена тем, что оно уничтожает другое Зло, еще большее. Однако предметные результаты деятельности лежат в иной плоскости, чем её моральное значение; их абсолютизация граничит с прямой апологией морального Зла.

Особую проблему составляет возможность временного сотрудничества со Злом. Абсолютизация предметных результатов по принципу «цель оправдывает средства» граничит с прямой апологией Зла морального.

Умеренный этический пробабилизм (способ суждения, обосновывающий моральную беспринципность) исповедует принцип «Зла меньшего» (утилитаризм, теория «сопротивления Злу силой» и т.п.). Осуществление подобного принципа сопряжено с труднейшей проблемой количественных характеристик Зла, его рационального критерия. Ссылка на «Зло меньшее» часто служит лишь оправданием неблаговидных поступков.

В культуре, тяготеющей к либерализму, 3ло рассматривается не как субстанция-субъект, но как отсутствие добра, как результат недостаточной позитивной активности человека, слабого диалога, недостаточного развития механизма взаимопроникновения полюсов. Здесь проблема 3ла рассматривается как внутренняя для человека, превращается из разоблачения козней оборотней в проблему личной ответственности и личного саморазвития.

Если нечто переживается как Злое, то переживание это зависит от субъективного суждения конкретного человека. 3ло представляется 3лом только с частной точки зрения, но рассмотренное в более широком контексте, оно является необходимым условием гармонии целого, предполагающего различные ступени совершенства. Нет такого добра, которое не может принести Зло, и такого Зла, которое не сможет вызвать добро. То, что однажды может проявиться как Зло, на более высоком уровне сознания может выступить в качестве источника добра. 3ло уравновешенное наказанием, можно рассматривать как необходимую демонстрацию справедливости.

3ло в той или иной степени является условием возникновения или причиной большинства конфликтов. Люди всегда искали пути преодоления Зла, призывали к борьбе со Злом.

Человечество непрерывно борется со 3лом уже несколько тысячелетий, правда, без явного успеха.
Борьба со Злом, по жизни, приводит только к увеличению Зла. Поэтому не плати Злом за Зло. Вместе с тем, такая борьба необходима, поскольку без нее 3ло, скорее всего, окончательно восторжествует.
Вражда ко Злу не есть Зло.

Добро и зло совершаются, прежде всего, в душе. Ареной борьбы становится человеческая совесть. Главное средство борьбы со Злом - нравственное совершенствование. Борьба со Злом плодотворна только в собственной душе. Пытаясь побороть Зло Злом, ты губишь собственную душу. Побеждать Зло надо добром.

Не боритесь со Злом, вместо этого набирайтесь ума и силы, чтобы сделать что-то свое, красивое и доброе. Учитесь жить так, чтобы вашим лозунгом стало: «Что бы я ни делал, количество добра в мире должно увеличиваться!».

Жизнь проявляется в освобождении от Зла. Борьба со Злом в том, что стараться переменить мысли человека, делающего Зло.
Просветители преодоление 3ла мыслят путем распространения образования. Всегда называйте Зло Злом.
Яндекс.Метрика