(от греч. χάρισμα / charisma / harisma - благодать, дар благодати, дар божественный, дар божий, дар духовный, милостивый подарок, милость, подарок; англ. charisma; нем. Charisma)

1. Власть или влияние, основанные на исключительных качествах личности - мудрости, героизме, «святости».

2. Власть, основанная на влиянии личности, исключительных качествах лидера, силе его дара, влечении к нему подчинённых.

3. Влияние, основанное на свойствах личности руководителя или его способности привлекать сторонников (в менеджменте).

4. Внутренняя свобода плюс энергетика плюс красота.

5. Врождённый дар, свойства личности, данные богом, вызывающие преклонение перед ней и безоговорочную веру в её возможности лидера, пророка, проповедника или политического деятеля (считают сторонники уникальности).

6. Дар благодати от духа святого, свободно даваемый для искупления и спасения, для осуществления призвания христиан, для созидания церкви: дары веры, пророчества, апостольства, различения духов, мудрости, учительства, управления, говорения языками, чудотворения, исцеления и др. (согласно ап. Павлу).

7. Дар, данный человеку господом для выполнения своего жизненного предназначения (с точки зрения церкви).

8. Исключительная духовная одарённость человека, воспринимаемая окружающими как сверхъестественная сила.

9. Исключительная одарённость, привлекательность.

10. Исключительное душевное свойство, ниспосланное святым (в теологии).

11. Исключительный духовный дар, ниспосылаемый богом кому-либо ради блага церкви - пророческий дар святых, «непогрешимость» папы и др. (в католической теологии).

12. Исходящая из человека сильная, привлекающая людей и привлекательная для людей энергетика.

13. Качества особой исключительности, сверхъестественности, непогрешимости и святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей.

14. Качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одарённая сверхъестественными, сверхчеловеческими или, по меньшей мере, специфически особыми силами и свойствами, не доступными другим людям.

15. Магическая власть, или «магнетизм», которые приписывают своим лидерам их рьяные приверженцы.

16. Мистическое свойство, ниспосланное свыше и выделяющее его обладателей из массы верующих (в религиозном сознании).

17. Наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в её возможности.


18. Наделённость (во мнении определенного круга приверженцев или последователей) какого-либо лица (харизматического лидера - политического деятеля, проповедника, пророка), института, символа или совокупности действий свойствами исключительности, выделенности, сверхъестественности, непогрешимости или святости.

19. Наличие у лидера исключительных способностей.

20. Незаурядное качество личности, благодаря которому она (личность) воспринимается как сверхъестественная, сверхчеловеческая или, по меньшей мере, исключительная, обладающая особыми силами и свойствами, недоступными для других, оценивается как образец для подражания и признаётся достойной быть вождем.

21. Необыкновенно большие способности или исключительная одарённость, воспринимаемые как милость божия.

22. Особая благая сила, ниспосланная человеку свыше (по религиозным представлениям).

23. Особое духовное свойство (пророческий дар и т.п.), позволяющее оказывать влияние на большие массы людей.

24. Особые личностные качества или способности, требуемые от индивидуума (например, религиозного или политического лидера) и необходимые ему самому, чтобы оказывать влияние на большие массы людей, становящиеся его приверженцами.

25. Особый дар, исключительные природные способности человека привлекать к себе людей, оказывать на них сильное влияние, выделяющее его среди других.

26. Особый характер веры в особые качества власти.

27. Очарование политического лидера, нередко имеющее биосоциальную компоненту.

28. Преимущественно «дар» проповеди, чудотворения, пророчества и т.д. (в первых христианских общинах).

29. Свойство некоторых лидеров внушать своим последователям веру в их сверхчеловеческие способности.

30. Содействие, ниспосылаемое святым духом избранным людям: «дар» проповеди, чудотворения, пророчества и т.д. (в ранней христианской традиции).

31. Способность влиять на людей посредством позитивной социальной мотивации (всеми социальными средствами стимуляции личности, свободными от принуждения).

32. Способность располагать и притягивать к себе внимание.

33. Способность убеждать и вести за собой.

34. Ярко выраженные лидерские, провидческие, целительские, творческие и другие духовные способности, намного превышающие то, что могут дать существующие традиции воспитания и культуры.
Пояснения:
Понятие «Харизма» берёт начало в христианской теологии. Оно первоначально имело чисто религиозный смысл и всё ещё употребляется по отношению к лицам (в некоторых случаях к группам верующих), претендующих на обладание особыми способностями, например, бойко говорить, исцелять и т.д.

Светские идеологии религиозного типа - социоцентрические религии (культы личности, партии, класса, народа и т.п.) заимствовали представления о Харизме и придали им светскую окраску: харизматиком (харизматическим вождём) могут назвать особо влиятельного (исключительного) писателя, политика, философа, художника и т.д.

Харизма основана на исключительных качествах харизматической личности - мудрости, героизме, «святости». Однако Харизма - это не набор личных характеристик, а социальный феномен, необходимыми условиями которого являются:
1. Внешнее ограничение (воздействие на массу), имеющее форму «внешнего принуждения», контроля над поведением со стороны какой-либо организации, как это существует в церкви, в армии или тоталитарном сообществе. Ограничение может иметь и естественное происхождение - голод, разруха и т.п.
2. Вождь или верховный лидер, стоящий над массой. Важно, что между лидером и массой существует непреодолимая дистанция. Любого, кто возомнит себя богочеловеком, церковь подвергает остракизму, в лучшем случае. Быть «парнем из соседнего двора» - достоинство демократических президентов, а не диктаторов.
3. Чувство родства, чувство локтя среди членов массы. Чувство братства может быть результатом идеологического воздействия на массы (братья во христе, братья по оружию, братья по несчастью) или результатом воздействия внешних обстоятельств. Перед лицом опасности все чувствуют себя равными.
4. Ограничение нарциссизма, себялюбия у членов массы. Ограничение это может иметь форму принуждения (одинаковая форма в армии, принцип: «не сотвори себе кумира») и результатом воздействия внешних обстоятельств. Так, в Германии тридцатых годов прошлого века нарциссизм простых немцев был уязвлён поражением в Первой мировой войне, запретом иметь собственную армию, другими условиями, наложенными странами-победительницами и превратившими немцев в «неполноценную» нацию.
5. Идентификация лидера с Я-идеалом каждого из членов массы. Понятно, что не любой может стать харизматическим лидером. Для этого он должен воплощать в себе качества «отца нации» или «отца небесного», что не столько отражение свойств личности, сколько имиджа.

Харизма чаще возникает в экстремальных исторических обстоятельствах, когда складывается соответствующая социально-психологическая потребность - в периоды резких общественных перемен (революций, войн, крупных социальных реформ), с ростом внушаемости широких масс. Этот феномен характерен для малых и, особенно, для больших групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения. Как феномен групповой психологии Харизма обычно воспринимается в обращённом виде: внимание сосредоточивается в основном на лидере, а не на создающих Харизму его последователях.

Предназначение и функция Харизмы, в том, что человек, обладающий ею, может оказывать влияние на других при помощи либо своего личного обаяния, либо силы убеждения. Харизма проявляется безотносительно к роду деятельности личности, как в политической, так и в обычной и религиозной жизни.

Есть мнение, что Харизма - врожденное качество, даруемое природой либо «потусторонними», мистическими силами. Эта способность даруется лишь единицам и отсутствует у большинства. Если Харизма не дана, то её можно только имитировать, но нельзя развивать. Это миф. Многие люди, в детстве не отличающиеся какой-либо Харизмой, становились харизматическими лидерами.
Человек, развивший в себе Харизму (или получивший её в подарок от природы) воспринимается как сильная, исключительная личность, достойная статуса вождя или предводителя. Носители Харизмы - герои, великие преобразователи, выступающие либо как провозвестники божественной воли, либо как носители идеи разума, либо как гении, идущие наперекор порядку вещей. Незаурядной Харизмой обладали Иисус Христос, пророк Мухаммед, Будда… Не получили статус богов, но влияли на судьбу мира харизматы Гитлер, Черчилль. В России Харизмой обладали Пётр I, Ленин, Сталин.

Харизма воплощается во власти конкретного лица. Она не передается по наследству или иным путем. Уход из жизни такого властителя рождает потрясения, борьбу за власть.
В настоящее время термин этот заметно девальвировался, происходит «рутинизация» Харизмы.
Яндекс.Метрика