- Способность ребёнка причинять страдания людям или животным.
Пояснения:
Наиболее распространена Жестокость детская по неведению. Дошкольник может искалечить животное, поранить товарища и т.п., не имея сознательного намерения причинить боль. Его поведение в этом случае объясняется незнанием свойств предметов и явлений, неспособностью представить последствия своих поступков. Вследствие естественного возрастного эгоцентризма ребёнок ещё не в состоянии понять, что другой человек или любое живое существо так же могут испытывать боль и страдание, как и он сам. Он не умеет оценить и прочувствовать чужие страдания, а многие действия совершает спонтанно и необдуманно.

Жестокость детская по неведению не устранится сама собой по мере взросления. Если ребёнок бесконтрольно и безнаказанно совершает жестокие поступки, то такое поведение может войти в привычку и закрепиться в более старшем возрасте.

Серьёзной ошибкой родителей и педагогов является попустительство или даже поощрение жестокого отношения детей к сверстнику, который им чем-то не угодил или просто чем-то от них отличается (например, особенностями внешности, речи и т.п.).

Взрослым также необходимо самим являть пример доброты и гуманности в человеческих отношениях, прежде всего в отношении к детям. Если в семье практикуются физические наказания, то тем самым ребёнку преподносится наглядный урок: сильный всегда может утвердиться в своих правах, причинив страдания слабому. Среди несовершеннолетних правонарушителей, совершивших насильственные преступления, значительная часть в семье испытывала физические наказания.

Крайне негативно на формировании поведения ребёнка сказываются образцы насильственных действий, которыми изобилуют произведения массовой культуры, особенно кино- и видеофильмы. Поэтому необходимо контролировать круг интересов детей, исключая из него насилие и жестокость.

С малых лет необходимо пресекать проявления Жестокости детской, а главное - активно формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Ребёнка, который проявил Жестокость детскую по неосторожности или незнанию, не следует наказывать. Ему надо доступно объяснить, какой ущерб он причинил, вызвать у него эмоциональное переживание, заставить задуматься над последствиями своих действий.
Задача старших - формирование здоровых отношений между детьми, где никто не отвергнут и не унижен.
Яндекс.Метрика