Пояснения:
Жестокость - уродливое порождение инстинкта самосохранения, искаженного стремления к самоутверждению, недостатков воспитания, особенно в детские годы. В Жестокости заключена способность не замечать того, что человек - живая душа. Жестокость противоположна жалости.
Жестокие люди невыносимы в семье, тяжелы в трудовом коллективе. Жестокость характерна и для детей, вышедших из-под контроля.
Жестокость личности прямо связана с Жестокостью отношений в обществе. Жестокость может быть как причиной, так и фактором, резко увеличивающим степень деструктивности борьбы. Так, Жестокость властителей порождает страх, а страх рабов порождает Жестокость.
Особенно тяжелые проявления Жестокости называются зоологическими. Терроризм - одна из форм проявления Жестокости.
Ослабление Жестокости отдельной личности достигается путем влияния на неё близких людей, коллектива, разъяснения этических норм и общечеловеческих ценностей, а также силой юридических законов, защищающих честь и достоинство каждого гражданина.
Есть и другой взгляд на Жестокость.
Вмешательство жестокой натуры в судьбы людей всего болезненнее, а наносимые им травмы наиболее тяжелы. Однако нет другого пути к обретению гибкости и чуткости души, чем урок боли и Жестокости. Не испытав Жестокости, не претерпев её на себе, не причинив боль другому, люди не способны почувствовать биение живого пульса.
Жестокость - тяжелый урок, через который проходит становление каждой личности. Любой, порывшись в памяти, вспомнит примеры собственной Жестокости; примеры, которые, быть может, заставят его содрогнуться. Вот это-то содрогание и есть необходимое приобретение души, которое в дальнейшем останавливает нас перед причинением боли другому.
Приучить к чуткости нельзя призывами, и даже самое горячее желание быть милосердным не спасает от проступков Жестокости. Только инстинктивное содрогание, подспудно живущее в человеческой плоти и готовое обнаружиться во всякий опасный миг, только оно уберегает нас от собственной Жестокости. Нет от неё другого спасения. И потому всякий, стремящийся сделать другого добросердечным, должен быть готов стерпеть его Жестокость, и не отозваться столь же безжалостным действием. Без опыта Жестокости не возникнет жалость, а в ком нет жалости - тот не человек.