(англ. honour; нем. Ehre)

1. Вид поощрения, получаемого индивидом от общества, общности.

2. Внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души
́ и чистая совесть.

3. Внутренний сторож, не допускающий не только низких поступков, но и недобродетельных помыслов.

4. (Высокие моральные) нравственные качества человека, его соответствующие принципы, достойные уважения и гордости.

5. Высокое звание, должность, чин.

6. Готовность отстаивать свои интересы и интересы своего государства, пренебрегая при этом даже угрозой для жизни.

7. Достоинство (личное, профессиональное, военное и т.п.).

8. Достоинство человека, его право уважать себя и право быть уважаемым духовно зрячими людьми.

9. Желание связи со своими корнями, родителями, наследием.

10. Желание соблюдать традиционные кодексы морали.

11. Комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.

12. Моральная оценка индивидуума со стороны общества, а также самооценка человека.

13. Моральный стимул, побуждающий человека к совершению поступков на общее благо.

14. Неприкосновенность тела, сила души и чистота помыслов, одно из главных достоинств человека, определяющих всю его жизнь.

15. Одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, неотчуждаемое и непередаваемое.

16. Оценка и самооценка моральных качеств и поведения человека, связанные с его положением в обществе, видом деятельности, которой он занимается.

17. Почёт, уважение, почесть.

18
. Признание (почтение), которое окружающие добровольно выражают человеку как носителю осуществленных в нём и им самим индивидуальных ценностей.

19. Прямота и знание того, что является выживательным.

20. Решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей.

21. Следование человека всем правилам морального и профессионального долга.

22. Совокупность высших морально-этических принципов личности.

23. Соединение моральных и этических качеств личности.

24. Сумма высших моральных правил поведения личности.

25.  То признание (самоуважение), с которым человек относится к себе как к личности (чувство собственного достоинства) или которого, по его мнению, он вправе требовать от людей своего социального круга (тщеславие).

26. То, что даёт право на почёт, уважение, признание, является почётным.

27. Форма проявления отношения индивида к самому себе и общества к индивиду.

28. Форма самоуважения личности, обращённая (возведённая) в социально-нравственную ценность.

29. Хорошая, незапятнанная репутация, доброе, честное имя.

30. Целомудрие, непорочность, девственность (о женщинах).

31. Честность и искренность.
Пояснения:
Честь – это внешняя совесть, а совесть это внутренняя Честь.
Бесчестность - полное отсутствие Чести.
Бахвальство - избыточное понимание Чести, превращающее её из внутреннего во внешнее.

Честь включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Речь идет не столько о личных качествах человека, сколько о соответствии его поведения правам и обязанностям определенной группы людей, к которой он принадлежит (например, Честь школы, семьи, института, завода, фирмы, Честь женская, мужская, Честь врача, рабочего, инженера и т.п.).

Понятие Честь во многом сходно (аналогично) понятию «достоинство». Оно также тесно связано с понятиями «доверие» и «принципиальность». Честь более всего связана с принятием традиционного кодекса морали. Немного меньше она связана с патриотизмом, традициями, религией.

Понятие Честь оценивает людей, отражаясь на их репутации. Честь требует от каждого человека поддерживать (оправдывать) репутацию своей социальной группы (коллектива) и тем самым свою собственную, добиваясь уважения, признания со стороны упомянутой группы. Таким образом, Честь регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих.

Честь даёт надежду даже в безнадежной ситуации, свободу от низких поступков, лжи и неискренности, возможности для ничем не ограниченного духовного развития, силы для преодоления даже самых сложных и грозных препятствий. Честь даёт уважение - «человек чести» с давних пор это один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку.

Понятие Честь основывается на дифференцированной оценке людей (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерии этой оценки и требования к человеку, связываемые с его Честью, изменялись исторически. Понятие Чести возникло в моральном сознании общества в виде представления о Чести родовой (при родовом строе) и сословной (при феодализме). Буржуазия сохранила сословное понимание Чести, поставив её в зависимость от общественного положения человека, связав её с обладанием частной собственностью. Даже тогда, когда это понятие связывается с индивидуальностью личности, в большинстве случаев оказывается, что проявление этой индивидуальности возможно лишь для лиц, находящихся в привилегированном положении.

В дальнейшем Честь сословную сменила Честь корпоративная, тесно связанная с исполнением социальной роли и её престижем в обществе. Выделяют также Честь национальную, профессиональную, классовую, коллективную и индивидуальную.

В классовом обществе, где Честь всегда связана с той или иной формой неравноправия, она, с одной стороны, вырождается в высокомерие, чванство, снобизм, тщеславие, ложное самолюбие, а с другой стороны, у тех, кто лишён этих привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лестью и заискиванием перед власть имущими. Удовлетворение этого желания приносит ощущение лояльности, верности, невозможность его удовлетворить - вину и стыд.

В основе представлений о Чести лежит социальное неравенство. Поэтому защита «Чести мундира» может обернуться защитой привилегий той или иной группы людей в ущерб не только другим людям, но и достоинству, правам, личным заслугам ее членов.
Яндекс.Метрика