Пояснения:
Честь – это внешняя совесть, а совесть это внутренняя Честь.
Бесчестность - полное отсутствие Чести.
Бахвальство - избыточное понимание Чести, превращающее её из внутреннего во внешнее.
Честь включает в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества. Речь идет не столько о личных качествах человека, сколько о соответствии его поведения правам и обязанностям определенной группы людей, к которой он принадлежит (например, Честь школы, семьи, института, завода, фирмы, Честь женская, мужская, Честь врача, рабочего, инженера и т.п.).
Понятие Честь во многом сходно (аналогично) понятию «достоинство». Оно также тесно связано с понятиями «доверие» и «принципиальность». Честь более всего связана с принятием традиционного кодекса морали. Немного меньше она связана с патриотизмом, традициями, религией.
Понятие Честь оценивает людей, отражаясь на их репутации. Честь требует от каждого человека поддерживать (оправдывать) репутацию своей социальной группы (коллектива) и тем самым свою собственную, добиваясь уважения, признания со стороны упомянутой группы. Таким образом, Честь регулирует поведение человека и отношение к нему со стороны окружающих.
Честь даёт надежду даже в безнадежной ситуации, свободу от низких поступков, лжи и неискренности, возможности для ничем не ограниченного духовного развития, силы для преодоления даже самых сложных и грозных препятствий. Честь даёт уважение - «человек чести» с давних пор это один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку.
Понятие Честь основывается на дифференцированной оценке людей (в зависимости от социального положения личности, классовой, национальной, профессиональной и коллективной принадлежности или репутации). Критерии этой оценки и требования к человеку, связываемые с его Честью, изменялись исторически. Понятие Чести возникло в моральном сознании общества в виде представления о Чести родовой (при родовом строе) и сословной (при феодализме). Буржуазия сохранила сословное понимание Чести, поставив её в зависимость от общественного положения человека, связав её с обладанием частной собственностью. Даже тогда, когда это понятие связывается с индивидуальностью личности, в большинстве случаев оказывается, что проявление этой индивидуальности возможно лишь для лиц, находящихся в привилегированном положении.
В дальнейшем Честь сословную сменила Честь корпоративная, тесно связанная с исполнением социальной роли и её престижем в обществе. Выделяют также Честь национальную, профессиональную, классовую, коллективную и индивидуальную.
В классовом обществе, где Честь всегда связана с той или иной формой неравноправия, она, с одной стороны, вырождается в высокомерие, чванство, снобизм, тщеславие, ложное самолюбие, а с другой стороны, у тех, кто лишён этих привилегий, порождает чувство оскорбленной гордости, а иногда унизительное стремление утвердить
свой престиж рабским подражанием «высшим» сословиям, лестью и заискиванием перед власть имущими. Удовлетворение этого желания приносит ощущение лояльности, верности, невозможность его удовлетворить - вину и стыд.
В основе представлений о Чести лежит социальное неравенство. Поэтому защита «Чести мундира» может обернуться защитой привилегий той или иной группы людей в ущерб не только другим людям, но и достоинству, правам, личным заслугам ее членов.