- Синкретический идеал нравственный традиционной цивилизации, лежащий в основе жизни славян до появления большого общества и государства и одновременно исходная культурная точка их развития.
Пояснения:
Идеал нравственный вечевой ориентирован на сохранение локальных замкнутых небольших социальных сообществ, локальных миров: патриархальной семьи, общин разных видов, рода, племени и т.д.
Для него характерно господство личностных отношений, т.е. основанных на непосредственной эмоциональной связи, на знании каждым человеком всех других членов сообщества. Культурная ориентация на господство целостности над личностью, инверсионной логики и монологичности в социальных отношениях.
Вектор конструктивной напряженности идеала направлен на воспроизводство исторически сложившихся локальных сообществ в неизменном состоянии, на подчинение отношений некоторому статичному идеалу, коренящемуся в прошлом.
Синкретизм идеала выражался прежде всего в том, что возможности расчленения не были реализованы, а если и были, то система ценностей нацеливала людей на воплощение принципа все во всем, где, например, не различались целое и часть, личность и сообщество, не разделялись власть, собственность и жреческо-идеологические функции. Синкретически не различалось мнение личности и сама личность, что открывало возможность опровергать насилием чужое мнение.
Монологичность открывала возможность устранения несогласных и упорствующих, исключала право меньшинства на особое мнение, что порождало постоянную возможность конфликта монологов, эмоционального взрыва, превращения веча в побоище.
Каждый член веча синкретически отождествлялся со своим локальным миром, например с семьей.
Вече выступало как собрание авторитарных глав локальных миров. На нем не было людей, не представляющих миров, например бобылей.
Монологический характер синкретического сознания придавал авторитарный смысл принимаемым решениям.
Вече считало себя правомочной властью над всеми локальными мирами, которые могли находиться в зоне его влияния и которые вовсе не обязательно были в нем представлены.
Для Идеала нравственного вечевого характерен принцип: "то, что не разрешено, - запрещено", представление, что борьба за ресурсы идет на основе игры с нулевой суммой.
Идеал нравственный вечевой включал потенциальную возможность выделения своих особых аспектов, которые впоследствии создали основу для дуальной оппозиции: идеал нравственный соборный  - идеал нравственный авторитарный, а также идеала всеобщего согласия, который возникает в результате преодоления ограниченности этой оппозиции и инверсионной логики, в результате нарастания медиации.
В Идеале нравственном вечевом можно вычленить как авторитарную ориентация на власть первого лица, т.е. старейшины, батюшки и т.д., который носил характер тотема, а также в противоположность этой ориентации на власть земли, почвы, на власть в форме веча, собрания членов мира и т.д. которое также выступало как тотем.
Идеал нравственный вечевой существенно отличен, прямо противоположен идеалу либеральному, идеалу демократии. Его синкретический характер означает, что ценности диалога, плюрализма, прогресса, повышения эффективности воспроизводства не выделились из целого.
Идеал нравственный вечевой создает предпосылки для авторитаризма, для экстраполяции своих жестких структур, господства структуры над функциями на все общество, что послужило основой крепостничества.
Яндекс.Метрика