(англ. attitude; installation; нем. Einstellung)

1. Возникающее при постановке задачи неосознаваемое состояние готовности, обусловливающее направленность различных психических процессов.

2. Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

3. Готовность, предрасположенность субъекта к определенной активности и действиям по отношению к какому-либо объекту.

4. Готовность субъекта к восприятию будущих событий и совершению действий, что является основой его целесообразной избирательной активности.

5. Направленность сознания субъекта в определенную сторону и на определенную активность.

6. Неосознаваемое состояние готовности действовать тем или иным способом, обусловливающее направленность различных психических процессов.

7. Неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развёртывание любых форм психической деятельности.

8. Обусловленный прошлым опытом фактор готовности действовать тем или иным образом, определяющий скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия.

9. Обусловленный прошлым опытом фактор (например, готовность действовать тем или иным образом), определяющий: скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию, иллюзии восприятия, неосознаваемое состояние готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов.

10. Психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств, они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь.

11. Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом.

12. Различная, в зависимости от индивида и времени, духовная ориентация мысли и воления, ожидания, надежды или опасения, склонности, убеждения, пристрастия и предубеждения, которая определяет не только наше отношение к какому-либо предмету, событию, факту, мнению, делу, лицу и т.д., но также и прежде всего то, в каком виде они нам непосредственно представляются, т.е. то, как они реализуются в мире наших восприятий.

13. Совокупность социально-психологических феноменов: систем оценочных взглядов, отражающих ценности и интересы человека; интеллектуального багажа, в который входят знания и убеждения человека; эмоций и ощущений - тех чувств, которые являются реакцией человека на восприятие объектов и воздействия других субъектов; способности к волевому действию, поведенческих намерений.

14. Состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать информацию, принимать решение и действовать.

15. Состояние мобилизованности, готовности к действию, обусловленное наличием у субъекта потребности и соответствующими условиями её удовлетворения.

16. Состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

17. Субъективные ориентации индивидов как членов группы (общества) на те, или иные общественные ценности и социально принятые способы поведения.

18. Такое отношение между созерцающей личностью и предметами, при котором соответствующие реакции возникают не только при повторении таких же воздействий, но и в том случае, если ожидается их проявление, на что могут указывать какие-либо предзнаменования или сигналы.

19. Такое социальное качество личности, которое выражает ее готовность к определенной социальной активности и действиям в определенной сфере действительности в соответствии со своими ценностными ориентациями, а также с социально принятыми способами поведения, предписываемыми ей как члену определенной группы или общества.
Пояснения:
Для возникновения той или иной Установки необходимы соответствующая потребность и ситуация ее удовлетворения.
Сформировавшаяся Установка объективируется в деятельности людей, в создаваемых ими предметах культуры и в общении между собой.

Основные функции Установки в деятельности:
а) Установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер протекания деятельности, выступает как механизм ее стабилизации, позволяющий сохранить ее направленность в непрерывно изменяющихся ситуациях;
б) Установка освобождает субъекта от необходимости принимать решения и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;
в) Установка может выступить и в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности и затрудняющего приспособление субъекта к новым ситуациям.
Эффекты Установки непосредственно обнаруживаются только при изменении условий протекания деятельности.

В зависимости от потребности, на основе которой формируется Установка, различают элементарные, социальные, актуальные и фиксированные Установки.
Установки могут быть обусловлены внутренне (потребностями, направленностью внимания) или вызываться определенными моментами внешнего события (Установки субъективные и объективные). Промежуточное положение занимают Установки, возникшие как результат прошлого опыта, связанного с данным предметом, и сохранившиеся в течение долгого времени (дружба, вражда, уважение, доверие и т.д.).

Содержание Установки зависит от места объективного фактора, вызывающего эту Установку, в структуре деятельности.
В зависимости от того, на какой объективный фактор деятельности направлена Установка (мотив, цель, условие деятельности), выделяются три иерархических уровня регуляции деятельности - уровни смысловых, целевых и операциональных Установок.

Установки присущи как сознательным, так и бессознательным действиям людей.

Установка - свойство и механизм регуляции деятельности. Регулирующая функция Установки проявляется в форме её направленности на решение определённых задач.

Установка обеспечивает устойчивый и целенаправленный характер протекания деятельности, служит средством её стабилизации и развития в заданном направлении. Это имеет и негативную сторону - Установка может стать фактором сопротивления изменениям и нововведениям. Уже в детском возрасте в соответствии с законами формирования и изменения Установок у человека возникает определённое отношение к основным жизненным ценностям, различным видам деятельности. Исходя из закономерностей формирования Установок становится возможным охарактеризовать многие психические и личностные особенности человека. Управление Установками является важной практической проблемой и составляет одну из задач воспитания.

При планировании агитационного воздействия, особенно если оно краткосрочное (осуществляется в рамках одной избирательной кампании), лучше всего не пытаться изменить Установки, а использовать их для формирования благоприятного (исходя из целей воздействия) контекста событий.
Яндекс.Метрика