(англ. belief/conviction/persuasion; нем, Uberzeugung)

1. Вера в то, что выдвигаемая идея или система идей должна быть принята в силу имеющихся оснований.

2. Личностные образования, в основе которых лежат определенные представления, идеи, принципы,  существенно определяющие отношение человека к действительности и его поступки.

3. Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

4. Представления о нормативном поведении, ставшие внутренней мотивации.

5. Процесс действия по значениям глаголов: убедить, убеждать.

6. Процесс передачи моральных представлений индивиду или представителям групп путем разъяснения, пропаганды, агитации.

7. Процесс, посредством которого взгляды и поведение человека без принуждения подвергаются словесному воздействию других людей.

8. Система взглядов, мировоззрение.

9. Состояние по значениям глаголов: убедиться, убеждаться.

10. Социальное качество личности, в основе которого лежат определенные представления, идеи, принципы, существенно определяющие отношения человека к действительности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеалами, взглядами, мировоззрением, принципами.

11. Способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис.

12. Твердая уверенность в чём-либо, основанная на определенной идее, мировоззрении.

13. Твердый взгляд на что-либо, сложившийся на основе каких-либо идей.

14. Устойчивые сознательные конструкции, в разных областях жизни, которые служат ориентиром для оценки личностью ситуации и выбора способа действия.

15. Форма отношений, при которых взгляды и убеждения человека изменяются без насилия.

16. Форма поддержания общественной дисциплины.

17. Элемент мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности.
Пояснения:
Основа Убеждений - широкие и глубокие знания, осмысленное принятие человеком каких-либо сведений или идей, их анализ и оценка. Для формирования Убеждений необходимы не только знания, но и отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Складываются Убеждения на основе общественного сознания, общественной практики, воспитания, образования и окружающей среды.

Предметом Убеждения может быть не только отдельное высказывание, но и связная система высказываний: сообщение о каких-то событиях, доказательство, концепция, теория и т.д. Убеждения включают не только представления о реальности (ее описания), но и ее оценки, идеалы, нормы, планы и т.д. Убеждение часто включает в себя манипулирование другими людьми, и по этой причине многие относятся к нему отрицательно.

Структура Убеждений включает в себя:
логический анализ отдельных знаний, мнений, суждений (когнитивный компонент);
переживание своего отношения к данным знаниям, суждениям (эмоционально-личностный компонент);
потребность поступать определенным образом в соответствии с формировавшимся Убеждением практически (действенный компонент).

Процесс Убеждения может быть упрощенно разбит на вербальную коммуникацию (причину, или стимул) и связанное с ней изменение в отношении (эффект, или отклик).
Этапы, через которые последовательно проходит индивид, подвергающийся Убеждению: человек обращает внимание на представленное сообщение и понимает его значение (включая исходную посылку и, возможно, подтверждающие ее доводы). Чтобы дальнейшее Убеждение имело место, нужно, чтобы объект Убеждения принял или согласился с исходным положением и, за исключением случаев преходящего интереса, сохранял вновь обретенное мнение достаточно долго, для того чтобы иметь случай действовать нужным образом. Наконец, если процесс Убеждения был вполне успешен, поведение индивида должно прийти в соответствие с его вновь сложившимися взглядами: например, человек вступает в армию, становится буддийским монахом или начинает есть овсянку на завтрак.

Реакция слушателя на Убеждение зависит частично от его содержания и в значительной мере от того, как оно воспринимается и интерпретируется.
Результат Убеждения рассматривают как изменение восприятия индивидом объекта его отношения. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но в любом случае оно не воспринимается в готовом виде. Убеждение требует больших затрат времени и использования разнообразных сведений и ораторских приемов.

Основания принятия высказываний и превращения их в Убеждение могут быть разными. Одни высказывания принимаются, поскольку кажутся верными описаниями реального положения дел, другие принимаются в качестве полезных советов или предостережений, третьи - в качестве эффективных оценок или норм и т.д.

Существуют определенные приемы, позволяющие с той или иной вероятностью побудить человека принять одни утверждения и отвергнуть другие. В числе таких хорошо известных приемов - ссылка на эмпирические данные, на существующие логические доказательства, на определенные методологические соображения, на особо проницательную интуицию, на здравый смысл или вкус, на причинную связь или связь цели и средства и т.д.
Успешное Убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и Убеждений, к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения.

Даже прочно усвоенные и значимые для личности знания не всегда переходят в Убеждения.
Усвоенные индивидом социальные нормы существуют как бы параллельно с его личностными устремлениями. Соблюдение или не соблюдение нормы зависит от затрат, которые индивид должен произвести при соблюдении нормы, и от цены, которую придется заплатить в случае ее нарушения ("рыночный" подход к нормативному поведению).
Определенные мнения и оценки могут усваиваться по механизму конформного подчинения при деформации когнитивного компонента Убеждений. Усвоенные таким образом мнения не становятся подлинными Убеждениями и обусловливают неустойчивость, ситуативность поведения.

Часто первоначально высокая убеждённость людей несёт наибольший ущерб от диссонантного атакующего воздействия. А люди, позиция которых была не столь категоричной и допускала возможность альтернативного мнения, психологически были более подготовлены к атакующему воздействию, и в результате их убеждённость несёт меньший урон.

О степени соответствия реального поведения декларируемым Убеждениям можно судить лишь при столкновении человека с серьезными препятствиями.

Убеждение не совпадает ни с истиной, ни с верой, лишенной сколь-нибудь отчетливых оснований («слепой верой»). Когда высказывание истинно, описываемая им ситуация реально существует. Но если высказывание представляет собой чье-то Убеждение, это не означает, что ему что-то соответствует в действительности. В отличие от чистой веры, способной служить основанием самой себя, Убеждение предполагает определенное основание. Последнее может быть совершенно фантастичным или даже внутренне противоречивым, но, тем не менее, оно должно существовать.

Различают нравственные, научные, религиозные и другие виды Убеждений. Убеждение в форме рекламы является основой целой отрасли производства.

Убеждения связаны с формированием сознательного и критического отношения к действительности, с развитием понятийного мышления, умения соотносить общее и частное, анализировать и обобщать факты. Совокупность Убеждений выступает как мировоззрение человека, образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.).

Человек действует на основе имеющихся у него Убеждений, их изменение влечет за собой изменение его поведения и волевых действий. Убеждения делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремлённым. Современная этика судит о человеке по его Убеждениям, а не по внешнему успеху его деятельности.

Возрастом интенсивного формирования Убеждений являются подростковый возраст и старший школьный возраст. Проблема становления Убеждений - одна из ключевых в воспитании. Особую остроту она приобретает в период революционных социальных изменений, всеобщей политизации масс, ломки устоявшихся идеологических стереотипов.

Убеждение - одна из центральных категорий человеческой жизни и деятельности. Она весьма противоречива. Миллионы людей можно убедить в том, что они призваны построить «новый прекрасный мир», и они, живя в нищете и принося неимоверные жертвы, будут повсюду видеть ростки этого мира. С другой стороны, есть люди, которых невозможно убедить в самых простых математических истинах.

В течение длительного времени процесс становления Убеждений был идеологизирован. Центральное место в этом процессе отводилось идейно-политическим Убеждениям, а нравственные Убеждения отходили на второй план. Между тем, именно нравственный компонент является ведущим в становлении Убеждений различных видов.

Доводом в пользу применения Убеждения является необходимость в определенной степени осуществлять социальный контроль и взаимное приспособление, без которых человеческое общество дезорганизуется; Убеждение при этом обладает моральной приемлемостью по сравнению с другими альтернативами.
Метод Убеждения считается основным в научной полемике и в процессах воспитания.
Яндекс.Метрика