(греч. sophia; лат. sapientia; инд. Prajna; перс. Mazda; кит. чже; евр. hokma) (Wisdom)

1. Благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности.

2. Всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью.

3. Высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру.

4. Высшая духовная ценность, которая представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к природе с глубокими общими и профессиональными знаниями.

5. Высшая человеческая ценность и системная форма познания человека и мира, в которой органически сплавлены, слиты, соединены все уровни, формы, способы, аспекты познания.

6. Высшее знание в его ценностном выражении.

7. Высшее состояние умственного и нравственного совершенства.

8. Высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания.

9. Доступное в конкретное время видение наиболее глубинных, возможно, еще не устоявшихся ценностей человеческого существования (не только этических, но и любых иных) и умение связать их с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.

10. Душевная чистота, нравственное совершенство — смиренномудрие.

11. Знание вечных истин, приложимых к жизни.

12. Знание высшего блага.

13. Знание добра и зла.

14. Искусство жить согласно обретенному смыслу.

15. Моральное знание, соединение любви, добра и истины.

16. Основа и исток общечеловеческих ценностей, наиболее эмоционально окрашенных.

17. Основной духовный фактор, главная ценность, идеал во всей жизни человечества.

18. Постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия.

19. Правильное понимание жизненных целей.

20. Проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного "оценивания", сопровождающего каждое переживание.

21. Редкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире.

22. Самокритика разума, вечное движение вперед.

23. Свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей.

24. Свойство мудрого; премудрость.

25. Слияние любви и истины.

26. Совокупность знаний, ученость - великомудрие.

27. Содержание суммы знаний, находящихся в разуме человека.

28. Соединение истины и блага, высшая правда.

29. Состояние высшей сверхличностной духовности, соотносящейся с различными сверхнормальными проявлениями ментальности: провидением и ясновидением, глубоким умом, широким знанием, богатым жизненным опытом, житейской находчивостью и хитростью и т.п.

30. Способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни.

31. Способ осознания ценностей, понимания их иерархии, доминантности.

32. Творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, что определяет состояние идеально преображённой действительности и жизненно воплощённой идеальности.

33. Ум, разум, благоразумие - умудренность.

34. Хитрость, лукавство, плутовство - мудрствование.

35. Целостная форма восприятия себя и мира, в которой органически сливаются: духовный опыт любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера, высшая правда и ранимая совесть, здравый смысл и стремление к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни.

36. Этическая духовность, господствующее положение этики, как основного духовного фактора во всей жизни человечества.

37. Этическое, духовное знание с одновременной его реализацией в повседневную жизнь.
Пояснения:
Мудрость - нечто большее, чем интеллектуальная развитость, обладание обширным знанием или же компетентность эксперта. Она не сводится к обширным знаниям о мире, человеке и обществе. Многознание не научает Мудрости, которая заключается в постижении оснований и причин. Вместе с тем знание представляет собой одну из необходимых предпосылок Мудрости.

Мудрость заключает в себе идеал. Она противоположна глупости и аффектам. Иногда Мудрость отождествляют с осторожностью.

Целостность Мудрости выступает в единстве трёх сторон: познавательной, коммуникативной и нравственной.
Познавательная сторона определяет связь мудреца с трансцендентным миром, с источником абсолютного знания, высшим выражением которого является мистическое единение с Абсолютом.
Коммуникативная сторона определяет связь мудреца с социальным миром, с другими людьми (общение с которыми, в силу необходимости претворения трансцендентного в мирское, выливается в символико-игровые и иронико-плутовские формы поведения).
Нравственная сторона определяет отношение мудреца к своему духовному миру, что выражается в аскетическом очищении духа, самоотречении и стремлении к нравственному совершенству.

Мудрость требует опыта жизни и известного отдаления от тех событий, о которых приходится судить.
Мудрость опирается на здравый смысл, но идет гораздо дальше его и встречается значительно реже.

Мудрость связана с деятельностью человека, с ценностями, которыми он руководствуется в своей жизни и в своих действиях. Она источник всех совершенств человека, его добродетели и счастья, необходимое условие раскрытия человечности.

Мудрость - свойство не только особенных людей. Она необходима и свойственна всем людям.
Мудрость в том, чтобы знать свое назначение и средства исполнять его. Нет таких положений и нет таких незначительных дел, в которых не могла бы проявиться Мудрость.
Мудрость в том, чтобы знать, какие знания самые нужные. Из всех же знаний самое нужное - знание того, как жить хорошо, то есть жить так, чтобы делать как можно меньше зла и как можно больше добра.

Мудрость лежала и лежит в основе духовной культуры всех народов Земли.
Осознание значения Мудрости изначально присутствует в понимании смысла и назначения человека на Земле, во всех видах и формах человеческой деятельности, человеческого бытия.
Открытие для людей путей к Мудрости, укоренение ее в сознании, в мировоззрении, в навыках и привычках человеческого характера, поможет излечить людей от глупости эгоизма: творить зло, насилие, несправедливость, то есть приносить другим и себе страдания и т.п.
Решить эту проблему и просто, и бесконечно сложно: надо научить человека думать сердцем, то есть видеть себя, людей и природу глазами понимающей и любящей души. А для этого надо научить людей жить по совести.
Яндекс.Метрика