(греч. sophia; лат. sapientia; инд. Prajna; перс. Mazda; кит. чже; евр. hokma) (Wisdom)
1. Благородный сплав способов духовного, интеллектуального, ценностного, интуитивного и практического постижения действительности.
2. Всегда лежащая в основе образа действия практического сознания его связь с ценностью.
3. Высшая духовная потенция человека, синтезирующая все виды познания и активного отношения человека к миру.
4. Высшая духовная ценность, которая представляет собой органическое соединение любви к людям, к себе, к природе с глубокими общими и профессиональными знаниями.
5. Высшая человеческая ценность и системная форма познания человека и мира, в которой органически сплавлены, слиты, соединены все уровни, формы, способы, аспекты познания.
6. Высшее знание в его ценностном выражении.
7. Высшее состояние умственного и нравственного совершенства.
8. Высшее, целостное, духовно-практическое знание, ориентированное на постижение абсолютного смысла бытия и достигаемое через духовно-жизненный поиск истины субъектом знания.
9. Доступное в конкретное время видение наиболее глубинных, возможно, еще не устоявшихся ценностей человеческого существования (не только этических, но и любых иных) и умение связать их с постоянно меняющимися обстоятельствами жизни.
10. Душевная чистота, нравственное совершенство — смиренномудрие.
11. Знание вечных истин, приложимых к жизни.
12. Знание высшего блага.
13. Знание добра и зла.
14. Искусство жить согласно обретенному смыслу.
15. Моральное знание, соединение любви, добра и истины.
16. Основа и исток общечеловеческих ценностей, наиболее эмоционально окрашенных.
17. Основной духовный фактор, главная ценность, идеал во всей жизни человечества.
18. Постижение всего действительно этического бытия с точки зрения этого бытия.
19. Правильное понимание жизненных целей.
20. Проникновение чувства ценности в жизнь, в любое чувствование вещей, во всякое действие и реагирование вплоть до спонтанного "оценивания", сопровождающего каждое переживание.
21. Редкое и с трудом достигаемое соединение знания, опыта и ценностей, позволяющее выносить взвешенные, глубокие и дальновидные суждения о человеке, обществе и мире.
22. Самокритика разума, вечное движение вперед.
23. Свойство воли согласовываться с высшим благом как конечной целью всех вещей.
24. Свойство мудрого; премудрость.
25. Слияние любви и истины.
26. Совокупность знаний, ученость - великомудрие.
27. Содержание суммы знаний, находящихся в разуме человека.
28. Соединение истины и блага, высшая правда.
29. Состояние высшей сверхличностной духовности, соотносящейся с различными сверхнормальными проявлениями ментальности: провидением и ясновидением, глубоким умом, широким знанием, богатым жизненным опытом, житейской находчивостью и хитростью и т.п.
30.
Способность ставить любое знание в связь с общим смыслом бытия, с достоинством, призванием и назначением человека, с духовно-нравственными основами его мысли и жизни.
31. Способ осознания ценностей, понимания их иерархии, доминантности.
32. Творческое воплощение идеи в бытии, истины в жизни, что определяет состояние идеально преображённой действительности и жизненно воплощённой идеальности.
33. Ум, разум, благоразумие - умудренность.
34. Хитрость, лукавство, плутовство - мудрствование.
35. Целостная форма восприятия себя и мира, в которой органически сливаются: духовный опыт любви и добра с истинностью знаний человека, высокая степень развития его разума и интуиции, вера, высшая правда и ранимая совесть, здравый смысл и стремление к справедливости, совпадение мыслей, идеалов с поступками, с образом жизни.
36. Этическая духовность, господствующее положение этики, как основного духовного фактора во всей жизни человечества.
37. Этическое, духовное знание с одновременной его реализацией в повседневную жизнь.