Этика аналитическая

1. Изучение происхождения и значения этических категорий и понятий, решение проблемы существования общечеловеческой, универсальной и исторически неизменной этической системы.

2. Направление этических исследований, анализируюшее саму этику как научную дисциплину методами логико-лингвистического анализа.

3. Раздел этики, в котором разрабатываются проблемы гносеологической и логической природы морального языка.

4. Специфически философская дисциплина, в противоположность нормативной этике исследующая лишь моральный язык, «нейтральная» к различным нравственным позициям.

5. Философская теория морали, взятая в противоположность нормативной этике отвлеченно от моральных проблем.
Пояснения:
Вопрос об исследовании логики моральных высказываний и о возможности выделения методологических и логических проблем этики в особую область вполне правомерен.

Позитивисты мыслят Метаэтику как чисто формальное исследование нравственных суждений, безотносительно к их содержанию. Такое исследование не затрагивает вопросов о том, в чем состоит добро и зло, каким образом мораль зависит от социально-исторических условий, какое значение имеет нравственность в жизнедеятельности человека.
Однако без решения этих вопросов Метаэтика не может быть философской теорией и превращается в разновидность модальной логики. Столь же неправомерна претензия позитивистов на создание этики как внепартийной науки, «нейтральной» по отношению к каким бы то ни было нравственным убеждениям и принципам (логический позитивизм).

Противопоставление неопозитивистами Метаэтики и этики нормативной связано с отрицанием ими возможности обоснования моральных суждений научным путем и одновременно обусловлено их стремлением создать философию «нейтральной» морали. Сфера Метаэтики, с точки зрения неопозитивистов, должна быть ограничена анализом логики морального языка, пояснением значения моральных терминов и суждений. Все эти методологические и логические проблемы, действительно имеющие большое значение для этической науки в целом, неопозитивисты пытаются решать формально-логическим путем или путем простого описания способов мышления, которыми пользуется обыденное моральное сознание.
Такой поверхностный, неисторический подход к исследованию морали, отсутствие анализа её социальной природы и функций в обществе обусловливают научную бесплодность этики неопозитивистов. Кроме того, чисто описательное изучение морального языка приводит неопозитивистов к некритическому перенесению в этическую теорию некоторых предрассудков буржуазного сознания, а также характерных для него индивидуализма, нигилизма, догматизма и т.п.

Социологические, исторические и философские проблемы этики органически связаны с нормативными вопросами, имеющими непосредственное отношение к выбору человеком своей нравственной позиции и практической линии поведения.
Яндекс.Метрика