1. Воздаяние злом за зло, обидой за обиду, злопамятство.

2. Действие, представляющее собой акт расплаты за причиненное человеку в прошлом зло, осуществляемое по принципу «Око за око, зуб за зуб».

3. Один из мотивов преступления.
Пояснения:
При родовом строе Месть являлась способом общественного воздаяния, осуществлявшегося в соответствии с примитивной формой понимания справедливости. Безопасность индивида зависела от его рода; узы родства являлись мощным элементом взаимной поддержки; нанести кому-либо обиду значило обидеть его род.
С возникновением государства функция воздаяния переходит к нему. Месть приобретает форму индивидуального действия, подменяющего общественное осуждение причиненного зла и понесение соответствующего наказания за него. Иногда она может быть направлена не только против причинителя зла, но и против его родных и близких (Месть кровная).
Христианская мораль осуждает Месть, противопоставляя ей принцип непротивления злу насилием.

Теоретики нравственности и правоведы исключают Месть из принципов поведения личности, утверждая, что общество берет на себя охрану интересов каждого человека. Личная Месть рассматривается как незаконное присвоение личностью моральных и правовых функций общества, считается правонарушением или нравственно недопустимым актом. Общество, осуществляя правовые санкции, руководствуется не Местью, а целью предупредить правонарушения в дальнейшем, перевоспитать преступника, когда это представляется возможным.
Месть за правомерные действия должностных лиц, общественных деятелей, представителей правосудия выступает в качестве квалифицирующего признака ряда составов преступлений (террористический акт и др.), а также отягчающего ответственность обстоятельства.
Наказание военных преступников не акт Мести по отношению к побежденной стране, а ограждение человечества от повторения подобных преступлений в будущем.

Однако во всей истории общества, основанного на частной собственности, где каждый человек должен в основном сам отстаивать свои интересы перед другими, Месть остается неизбежным явлением во взаимоотношениях людей (требование «удовлетворения» посредством дуэли в дворянской морали, денежная компенсация нанесенного «морального ущерба» в буржуазном обществе).
Яндекс.Метрика