(от позднелат. mentalis – умственный; от фр. Mentalite; англ. mentality; нем. Mentalitat)

1. Более осмысленное определение таких понятий, как ум, разум.

2. Внутреннее состояние головы (мозгов, личности).

3. Качество ума, характеризующее отдельного индивида или класс индивидов.

4. Мироощущение + (плюс) миропонимание.

5. Нечто общее, лежащее в основе сознательного и бессознательного, логического и эмоционального, т.е. глубинный и потому трудно фиксируемый источник мышления, идеологии и веры, чувства и эмоций.

6. Обобщение всех характеристик, отличающих ум.

7. Образ мыслей, направление и характер размышлений.

8. Образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку (индивиду) или группе лиц (общественной группе) и проявляющихся через психику, алгоритмический модуль, интеллект и сознание (включая самосознание), являющиеся его составными частями.

9. Образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и культурных традиций, присущих отдельному человеку или человеческой общности.

10. Образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности.

11. Общая духовная направленность, относительно целостная совокупность мыслей, верований, духовных ценностных ориентаций, создающая картину мира и скрепляющая единство культурной традиции нации или сообщества.

12. Особый, крайне устойчивый способ организации структуры освоения, осмысления через систему основополагающих дуальных оппозиций и ценностей.

13. Синоним ментальности.

14. Самоидентификация, т.е. отнесение себя к той или иной национальности или общности, а также определенные знания о своем народе (группе), его характерных чертах, культуре, языке, территории проживания, истории.

15. Склад ума.

16. Совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определённым образом.

17. Совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных человеческих психических свойств и качеств, особенностей их проявлений.

18. Совокупность нервно-психических способностей организма индивида, складывающаяся из состояния его психики, степени загруженности навыками и опытом его алгоритмического модуля, уровня развитости его интеллекта и сознания, т.е. менталитет = психика + алгоритмический модуль + интеллект + сознание.

19. Социально-психологические установки, способы восприятия, манера чувствовать и думать.

20. Специфический тип мышления.

21. Способность духа, совокупность основополагающих взглядов индивида или коллектива, этноса.

22. Способность или сила разума.

23. Сумма мыслительных способностей, отличающихся от физических.

24. Уникальный склад различных человеческих психических свойств и качеств, а также особенностей их проявлений.

25. Установки, настроение, содержание ума.

26. Устойчивый изоморфизм, присущий культуре или группе культур, который обычно не рефлектируется, принимается в этой культуре как естественный.

27. Устойчивый способ специфического мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций или социальных слоев), обуславливающий специфику способов их реагирования на феномены окружающей действительности.
Пояснения:
Менталитет рождается в подсознании, но постепенно впитывает в себя то общее, что складывается из природных данных и социально обусловленных элементов и, в конечном итоге, выражается в представлении о жизни и окружающем мире. Он формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека и сам, в свою очередь, их формирует, выступая как порождающее сознание.

На формирование Менталитета влияет целый комплекс факторов: геоклиматических (рельеф, климат, географическое положение и др.), этноисторических (общность исторических коллизий и изменений), социально-экономических (доминирование в социуме длительное время определенных социальных институтов, например, общины в России), религиозных (формирование иерархии ценностей на базе религиозных догматов и под контролем религиозных институтов), политических (влияние политического режима) и др.

Менталитет включает в себя когнитивную сферу сознания (т.е. мироощущение, мировосприятие, знания, воззрения, верования, "чувствования", которыми обладает данная общность людей), иерархию (систему приоритетных) ценностей, доминирующие потребности, архетипы коллективного бессознательного, а также стереотипы мышления и поведения людей, детерминирующие специфику реагирования индивидов и общностей определенной эпохи, географической области и социальной среды на окружающий мир.

Для Менталитета характерны:
нерефлектируемость, стереотипичность проявления (подсознательный характер реагирования);
высокая устойчивость, неподатливость воздействию со стороны государства или других социальных институтов, при попытках коренного изменения (Менталитет не поддается изменению под влиянием давления, в т.ч. идеологического. Он изменяется крайне медленно, поскольку отражает устойчивые привычки, нравы и формы поведения);
определенное (часто - эмоционально окрашенное и оценочное) отношение к труду, частной собственности, семье, политике, праву, религии и т.д.

Менталитет соединяет рациональную и эмоциональную сферы деятельности в процессе освоения, потребления и воспроизводства культуры. Он отражает уровень индивидуального и коллективного сознания, определяет умонастроение и жизненную позицию.

Менталитет выступает, как способность человека воспроизводить меру в дуальных оппозициях. Отличие между разными Менталитетами заключается в разном содержании, характере, направленности сферы, где может формироваться эта мера, ее ориентация на сложившиеся образцы, способность выхода за эти рамки. В одних случаях эта мера ищется в отождествлении с полюсами дуальной оппозиция, в других случаях поиск новой меры происходит на основе новых условий, средств и целей. В одних случаях мера ищется на чисто эмоциональной основе, в других на пути интеллектуализации и т.д.

Термин обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Реже слово «Менталитет» употребляется для обозначения образа мыслей профессионального коллектива.

Менталитет превращается в серьезную проблему на стыке культур, а также на крутых социокультурных переломах, в тех случаях, когда социокультурное противоречие, нарушение социокультурного закона носит столь глубокий характер, что требует для своего преодоления сдвигов в Менталитете. Это может иметь место, например, в условиях перехода к либеральной цивилизации, модернизации.

У каждого общества – свой тип Менталитета, все они приемлемы, надо искать пути согласия и гармонизации.
Яндекс.Метрика