(от лат. мargo - край)

- Положение и особенности жизнедеятельности групп и отдельных личностей, чьи установки, ценностные ориентации, модели поведения одновременно соотнесены (реально или в интенции) с различными культурными системами и проистекающими из них требованиями, но ни в одну из которых они не интегрированы полностью.
Пояснения:
Маргинальность культурная возникает в ситуации (вынужденной или сознательно выбранной личностью) одновременного и однопространственного существования группы или индивида в контексте противоречащих друг другу социокультурных требований.

Во всех случаях Маргинальность культурная переплетается с социальной стратификацией и обусловливается социальными процессами.

Объективными условиями для формирования Маргинальности культурной являются процессы трансформации общественной системы (модернизация, "перестройка" и т.п.), интенсификации социальных перемещений внутри социума, развитие межкультурных взаимодействий.
Одним из важнейших факторов возникновения Маргинальности культурной являются процессы миграции.

Наряду с действием факторов объективного характера, когда определённые группы/личности, помимо своей воли, оказываются в роли маргиналов (обнищавшие, инвалиды, вынужденные эмигранты и пр.), к приобретению Маргинальности культурной может вести и целенаправленная активность. Одним из ее оснований является, например, неприятие социально одобряемых целей, идеалов, способов их достижения.
К основным типам реакций, ведущих к возникновению субкультур, в т.ч. и маргинальных, могут быть отнесены:
инновация (согласие с целями общества, но отрицание социально одобряемых способов их достижения);
ритуализм (отрицание целей общества, но согласие использовать социально одобренные средства);
ретритизм (одновременное отвержение и целей, и средств общества - бродяги, наркоманы и т.п.);
бунт (также тотальное отрицание, но ведущее к формированию новых целей и средств, новой идеологии).

Субъектами Маргинальности культурной являются «случайные» индивиды, чьи культурные корни оказались оборваны в результате определенных социальных процессов. Они пребывают в состоянии насильственного отчуждения от традиционных для их предков этнических, национальных, религиозно-нравственных ценностей. Драматизм их положения в том, что они не в состоянии усвоить, ассимилировать ценности и дух окружающей их культуры, которая продолжает оставаться для них «чужой».

Маргинальность культурная присуща также людям и группам, которые сознательно принимают для себя различные по характеру культурные традиции, нормы, модели поведения (этнические, конфессиональные и пр.) и стремятся следовать им в своей жизни - в ситуации смешанных браков, миссионерства и т.п. Однако, носитель Маргинальности культурной при выборе одной из ориентации всегда вызывает недовольство или раздражение представителей иной культурной традиции, что является постоянным потенциальным источником личностных проблем и расстройств.

Маргинальность культурная может характеризовать статус группы или личности и их внутренние характеристики, социально-психологические особенности. Социокультурный статус маргинальных субкультур определяется их нахождением на "окраинах" соответствующих культурных систем, частичным пересечением с каждой из них и в этом отношении - лишь частичным признанием со стороны каждой из них.
Особой спецификой обладают маргинальные субкультуры, в которых явно выражено присутствие норм и ориентации, отличных от общественно признанных, официально одобренных стандартов, определяющих дистанцированность в отношении к ним, что порождает позицию неприятия, отторжения или же неодобрительной снисходительности со стороны представителей доминирующей культуры (например, положение этнических меньшинств).

Культурная "раздвоенность" личности, характерная для Маргинальности культурной, "межкультурность" ее ориентации как результат интериоризации разнохарактерных ценностей, норм, стандартов, заимствованных из различных (а нередко и конфликтующих) социокультурных систем, предопределяет сложности процесса культурной самоидентификации. Неоднородность и противоречивость характеристик, референтных для инвидида социокультурных групп, утрата целостности самосознания проявляются в возникновении внутреннего дискомфорта и напряжения личности, в соответствующих этому состоянию внешних формах поведения. Это может быть как компенсаторно повышенная активность (нередко в агрессивных формах) с ориентацией на самоутверждение, стремление к обретению значимости в социальных движениях (националистических, классовых, конфессиональных, контркультурных и пр.), так и реакция отрешенности, пассивности, ведущая к утрате индивидом развитых социокультурных связей.

Маргинальность культурная, как продукт ценностной и нормативной амбивалентности, ведет к неустойчивости и эклектичности структурных характеристик тех субкультур и отдельных личностей, которые являются ее носителями. В то же время совмещение элементов различных культур (нередко совмещение "несовместимого"), их взаимодействие между собою ведет нередко к возникновению нетривиального и нестандартного в различных видах деятельности, создает богатую палитру для развития новых направлений и идей.

При культурной плюралистичности современнного общества каждый человек находится в ситуации взаимодействия с различными эталонными культурными системами, включен в различные социальные миры, предъявляющие ему несовпадающие, а нередко и противоречащие друг другу требования. Однако, возможность пространственно-временного разведения действий для их удовлетворения позволяет индивиду в каждом из пространств сохранять свою культурную целостность и однозначность.
Яндекс.Метрика