(от лат. auctoritas - власть, влияние; англ. personality, authoritarian; нем. Personlichkeit, autoritare)

1. Особый тип личности (личностный синдром, или социальный характер), отличающийся специфической конфигурацией базисных установок и влечений, делающих человека особым образом предрасположенным к конформизму, беспрекословному подчинению власти, принятию тоталитарных идеологий и тоталитарного политического режима.

2. Особый тип массовой социально-политической психологии, формирующийся в условиях ускоренной модернизации с присущим ей стремительным изменением уклада жизни, характера общественных ценностей, мотивации социального поведения.

3. Набор особых личностных характеристик, включая ригидность, нетерпимость в мировоззрении и невозможность принятия различных точек зрения.

4. Тип личности, характеризуемый предельным конформизмом, ригидностью, подавлением эмоций и чувств, верноподданичеством, высокомерием по отношению к нижестоящим.

5. Человек, предпочитающий или верящий в систему, в которой к управляющим относятся лишь некоторые, в то время как к управляемым - все остальные.
Пояснения:
Личность авторитарная - понятие и концепция, фиксирующие и объясняющие существование особого типа личности, являющегося основой тоталитарных режимов.

Условия, способствующие формированию Личности авторитарной тесно связаны с формированием предубеждения. В частности, определяющими факторами являются знакомство с авторитарным отношением и фрустрация самовыражения. В результате слишком строгого воспитания, когда подавляются чувство обиды ребенка и его агрессия по отношению к родителям, возникает тенденция к их идеализации, с одной стороны, и к переориентации враждебности на замещающие объекты, с другой.

Основными чертами Личности авторитарной являются:
- консерватизм: строгая приверженность традиционным ценностям среднего класса;
- авторитарное подчинение (мазохистский элемент): преувеличенная, всепоглощающая эмоциональная страсть к подчинению (родителям, старшим, вождям, сверхъестественной силе); потребность в сильном лидере; раболепное преклонение перед государством; некритическое отношение к власти; подвластность внешнему манипулированию;
- авторитарная агрессия (садистский компонент): склонность к осуждению, отвержению и наказанию людей, не соблюдающих традиционные установления; потребность во внешнем объекте для разрядки сдерживаемых и подавляемых в "мы-группе" агрессивных импульсов (этим объектом обычно становится "они-группа", например, евреи или негры);
- анти-интрацепция: противодействие субъективности, творчеству, подавление фантазии и воображения (проявляющиеся в противостоянии интроспекции, поверхностности мировоззрения, стереотипии); боязнь размышления о человеке; боязнь проявления подлинных чувств и страх утраты самоконтроля; обесценение человека и переоценка значимости объективной физической реальности;
- предвзятость и стереотипия: вера во внешние (мистические или фантастические) детерминанты индивидуальной судьбы; склонность к суевериям; ригидность мышления; нетерпимость к неопределенности; предрасположенность к примитивным и упрощенным интерпретациям человеческого мира; склонность к перенесению ответственности за свои поступки на внешние неподконтрольные человеку инстанции; неспособность к свободе и самоопределению;
- "комплекс власти": особая склонность к мышлению в категориях "господства-подчинения", "силы-слабости", "вождя-приверженцев"; склонность к идентификации с облеченными властью фигурами; ориентация на конвенциональные атрибуты "Эго"; преувеличение значимости силы и "твердости характера";
- деструктивность и цинизм: общая диффузная враждебность; склонность к очернению "человеческой природы" и рациональности, эмоционально нейтральному обоснованию "естественной" враждебности против "чужаков";
- проективность: склонность верить в то, что мир зол и опасен (проекция подавленной агрессивности вовне);
- преувеличенная озабоченность сексуальной жизнью как своей, так и окружающих.
Эти "переменные" тесно связаны друг с другом и образуют "единый синдром, более или менее устойчивую структуру в личности, делающую человека восприимчивым к антидемократической пропаганде". Этот "потенциально фашистский" тип личности легко принимает тоталитарную идеологию и представляет серьезную угрозу для демократии.

Для Личности авторитарной характерны: непереносимость свободы; жажда самоутверждения и власти;
уверенность в том, что высшие ценности присущи исключительно ее собственной группе; ориентация на авторитет лидера, собственной социальной группы и государства; дихотомическое видение социальных отношений, ведущее к формированию стереотипов, иерархическим авторитарным отношениям между родителями и детьми, ненависти к интеллигенции и людям из других этнических групп, конвенциональности, конформизму, эксплуататорской зависимости и др.
Отличительной чертой такой личности выступает чрезмерно жесткая система социальных установок. Подобные люди чувствительны к атрибутам власти, отдают предпочтение социальным стереотипам, личностную близость рассматривают как неприемлемую.

Мировоззрение и мироощущение Личности авторитарной основывается на понятиях власти и силы. Сила привлекала не идеями, которые она утверждает, а в качестве фактора стабильности и спокойствия. Бессилие вызывало презрение и желание напасть, чтобы скрыть собственную неуверенность и слабость. Соответственно раздваивалось и отношение к власти.
Личность авторитарная оказывалась способна на крайнее бунтарство, если сталкивалась со "слабым государством", но с удивительной легкостью подчинялась системе сильной и жесткой, приобщение к которой давало иллюзию собственного величия. Такие люди оказывались склонными к полному нигилизму, будучи уверенными в том, что жизнь подчиняется и определяется внешними, сторонними силами. Но они были способны и на глубокую веру, преданное служение "высшим" идеям и идеалам.

Личность авторитарная в принципе неустойчива и стремится к обретению безопасности на основе социальной иерархии и тесной включенности в группу. Она предрасположена к господству и покорности, к антидемократическим политическим убеждениям, готова к восприятию тоталитарной идеологии.
Идентификация Личности авторитарной с сильной деспотической властью ("симбиотическое слияние с объектом поклонения"), давая ей ощущение силы и собственного величия, обеспечивает удовлетворение мазохистских побуждений и гиперкомпенсацию реальной беспомощности. В основе, как бунтарства, так и подчинения лежит единое в своих психологических истоках стремление Личности авторитарной к самоутверждению.
Яндекс.Метрика