Конкуренция монополистическая
1. Вид конкуренции, который основан на возможности единолично распоряжаться основной частью производства какого-либо продукта, основной частью сырья или кредитных средств.

2. Конкуренция, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии товаров, продаваемых по разным ценам.

3. Конкуренция, когда множество покупателей и продавцов совершают сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен.

4. Конкуренция, когда на рынке имеется множество продавцов, но несколько из них владеют своим дифференцированным продуктом.

5. Конкуренция, предполагающая относительно большое число производителей, множество продавцов и покупателей, совершающих сделки в широком диапазоне цен, относительно неограниченное проникновение новых конкурентов на рынок.
Пояснения:
В результате Конкуренции монополистической каждый производитель занимает какую-то монополизированную (или немонополизированную) нишу, но никто не обладает полным господством на рынке товаров или услуг. Их контроль над ценами ограничен.

К Конкуренции монополистической относят абсолютную (чистую) монополию. В этом случае на рынке выступает один продавец, который устанавливает труднопреодолимые барьеры для потенциальных конкурентов.
Конкуренция монополистическая позволяет диктовать монопольно высокие цены на производимую продукцию, монопольно низкие - на приобретаемое сырье с целью извлечения максимально высоких прибылей. Огромная масса получаемой прибыли позволяет, в свою очередь, совершенствовать материально-техническую базу производства и укреплять монопольное положение на рынке.

Важнейшая особенность Конкуренции монополистической - изменение роли конкуренции цен. Она ведётся посредством маневрирования ценами (система тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами для крупных покупателей; общие и частичные распродажи товаров по сниженным ценам; установление одинаковой цены на товары различного качества).

Для Конкуренции монополистической особенно характерно широкое использование различных форм Конкуренции неценовой. В руках крупнейших корпораций нововведения становятся орудием конкурентной борьбы на национальном и мировом рынках. Они сосредоточивают в своих руках основные производственные мощности в динамичных отраслях, имеют исследовательские лаборатории и научные кадры, концентрируют у себя основные патенты, располагают необходимыми капиталами и пользуются правительственными субсидиями и заказами. Государство предоставляет крупнейшим монополиям бесплатные субсидии, льготные тарифы, право ускоренной амортизации, т.е
. установления чрезмерно высоких норм износа основного капитала. Таким образом, механизм стихийного рыночного регулирования находится под воздействием частномонополистического и государственного регулирования.

Решающее значение приобретает Конкуренция между крупнейшими корпорациями: внутриотраслевая, межотраслевая, в рамках национальных хозяйств и в масштабе всей капиталистической системы. Конкуренция осуществляется также между монополиями и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами), причём монополии широко используют методы прямого давления: лишение аутсайдеров покупателей (через соглашения с торговыми компаниями); затруднение транспортировки их товаров (через соглашения с транспортными компаниями); лишение кредита и т.п.
В известной мере Конкуренция имеет место и внутри монополистических объединений. Особенно острая конкурентная борьба развёртывается из-за источников сырья, из-за рынков сбыта.

 
Крупные компании широко используют в конкурентной борьбе внерыночные формы борьбы: финансовые махинации, спекуляции ценными бумагами, судебные тяжбы, экономические бойкоты, принуждения к слиянию вплоть до прямых диверсий и т.д. Все эти методы и формы конкурентной борьбы ведут к росту издержек корпораций, которые перекладываются на общество через механизм монопольно высоких цен.
Яндекс.Метрика