(лат. lingua; англ. language; нем. Sprache; фр. langue/language; чешск. jazyk)

1. Знаковая система, используемая для целей коммуникации и познания.

2. Знаковая система любой (физической) природы, выполняющая познавательную и коммуникативную (общения) функции в процессе человеческой деятельности.

3. Знаковая система, посредством которой осуществляется человеческое общение на самых различных уровнях, включая мышление, хранение и передачу информации и т.п.

4. Знаковая система, способная передавать информацию и быть способом выражения и закрепления мысли.

5. Знаковая система хранения и передачи информации, выполняющая сознательную и коммуникативную функцию в процессе человеческой деятельности.

6. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, выполняющая функции познания и общения в процессе человеческой деятельности.

7. Коммуникационная система, пользующаяся знаками, упорядоченными особым образом (определёнными правилами сочетания этих знаков).

8. Любая знаковая система, например язык математики, язык кино, язык жестов.

9. Любая знаковая система с заданной интерсубъективной семантикой (от «Языка жестов» до интегрального базисного тезиса «мир есть Язык»).

10. Любые знаки (голосовые или другие), выражающие или передающие мысли и чувства.

11. Мышечный вырост на дне ротовой полости с вкусовыми рецепторами, участвующий в захвате, обработке пищи, в актах глотания и речи.

12. Мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой и снабженный вкусовыми рецепторами.

13. Мышечный орган, расположенный в полости рта, покрытый слизистой оболочкой (содержащей вкусовые рецепторы), участвующий в жевании и артикуляции.

14. Набор дифференцированных знаков, соответствующих дифференцированным понятиям.

15. Набор специфических знаковых средств для управления развёртыванием процессов коммуникации в сообществе и специфических «правил употребления» знаков, обеспечивающих взаимное понимание (синтаксис, семантика, прагматика).

16. Наиболее объемлющее и наиболее дифференцированное средство выражения, которым владеет человек, и одновременно высшая форма проявления объективного духа.

17. Непроизвольное средство протекания мышления, - процессуальное средство духовного творчества и обретения истины.

18. Носитель общественного сознания.

19. Общественно-историческое явление, служащее средством выражения и объективации идеального, поскольку идеи не существуют оторвано от Языка.

20. Орган в полости рта человека, выполняющий кроме роли вкусового анализатора, основную функцию речи.

21. Система звуковых, словесных и грамматических средств как исторически сложившихся в определенной общности людей проявление их речи.

22. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию.

23. Система знаков, обеспечивающая коммуникацию и включающая набор знаков (словарь) и правила их употребления и интерпретации (грамматика).

24. Система знаков, обладающих непосредственно либо во взаимной связи друг с другом значениями, отличными от самих этих знаков.

25. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности и реализации преемственности поколений (передачи от поколения к поколению и хранения информации - социального опыта, культурных норм, традиций и т.п.).

26. Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления (и выражения), с помощью которой объективируется самосознание личности, осуществляется познание мира.

27. Система знаков, сопряженная с универсальными правилами их связывания и служащая коммуникативным целям.

28. Система легко воспринимаемых знаков, способных иметь сложные значения.

29. Систематизированная совокупность правил, необходимых для коммуникации.

30. Системное целое, охватывающее всю протяженность мыслимого и состоящее из систем, каждая из которых относится только к одной конкретной части мыслимого.

31. Сложная развивающаяся семиотическая система, являющаяся специфическим и универсальным средством объективации содержания, как индивидуального сознания, так и культурной традиции, обеспечивая возможность его интерсубъективности, процессуального разворачивания в пространственно-временных формах и рефлексивного осмысления.

32. Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением.

33. Специфически социальное средство хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением.

34. Средство общения, душа народа, основа и важнейшая часть его культуры.

35. Средство фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению.

36. То же, что стиль (язык романа, язык газеты).

37. Форма коммуникации между двумя индивидами.

38. Форма развития человеческого духа.

39. Форма существования и выражения (необходимый инструмент обобщающей деятельности) мышления.
Пояснения:
Язык - явление социальное. Он возник одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Язык развивался в ходе развития общественного производства и являлся его необходимой стороной - средством координации деятельности людей и каждого человека.
Язык изменяется во времени, может перестать использоваться в сфере общения (мертвые языки).

История каждого Языка отражает историю той социальной общности (языкового коллектива), которая является его носителем. Современные языки складывались в связи с формированием современных народов. Первоначальные родо-племенные Языки по мере слияния племён и образования народностей трансформировались в Языки народностей, в дальнейшем, с образованием наций, возникают единые национальные языки.

Язык включает в себя набор знаков (словарь) и правила их употребления и интерпретации (грамматику).
Языки мира различаются строением, словарным составом и др., однако всем языкам присущи некоторые общие закономерности, системная организация единиц языка (например, парадигматические и синтагматические отношения между ними) и др.

Язык способен быть: средством выражения, средством общения, частью социальной организации и культуры, неявным «образом мира».
В качестве средства выражения Язык обладает способностью фиксировать ощущения, восприятия, представления, понятия, суждения и рассуждения, осознаваемые и создаваемые человеком. При этом если ощущения, восприятия и представления могут существовать как в Языке, так и вне его (в виде чувственных образов), то понятия, суждения и рассуждения, будучи инструментами и результатами сознания и познавательной деятельности, не существуют вне Языка. Благодаря этой функции Языка человек получает возможность объективировать (представить в вещественной и чувственно воспринимаемой форме) происходящие в нём неявные процессы осознания, восприятия, сознания и познания.

В качестве средства общения Язык обладает универсальностью своих выразительных возможностей и общностью (интерсубъективностью) своих значений. Универсальность означает, что в принципе в Языке можно выразить любое ощущение, восприятие, представление и понятие, построить (и далее анализировать) любое суждение и рассуждение, имеющее значение. Общность (иитерсубъективность) означает, что любое данное выражение Языка имеет приблизительно одинаковое значение для всех, кто понимает и использует этот Язык. Тот факт, что одни и те же выражения Языка имеют приблизительно одинаковые значения, позволяет Языку служить орудием общения между всеми использующими его людьми. Язык может служить средством общения между различными людьми посредством перевода с одного языка на другой. Перевод есть установление того, что определенные конкретные последовательности символов в разных Языках имеют одинаковые значения.

Используя Язык в качестве орудия общения, человек, осознающий своё собственное Я, может общаться также с самим собой. Сознание в этом случае становится самосознанием, средством самоанализа и самоконтроля, реализации известного с древних времен требования «познай самого себя», средством саморазвития. Познание самого себя позволяет человеку лучше понять, как ведут себя другие люди (другие Я), определить свое место в мире.

Становление и развитие человека происходит в обществе, основанном на совместной деятельности людей. Язык позволяет выразить и сделать одинаково понятными для всех правила участия в этой деятельности, её промежуточные и конечные цели, служит универсальным средством хранения и передачи любой социально значимой информации. Благодаря этому Язык становится общественным явлением, частью человеческой культуры.

Фундаментальное свойство Языка - наличие неявно заданной «картины мира», поддерживающей в качестве фундамента систему значений выражений Языка. Поскольку она задана неявно, то о такой картине трудно судить с полной определенностью. Известно, однако, что она представляет мир в виде той или иной совокупности вещей, свойств и отношений, несколько размытых, но упорядоченных в пространстве и времени. Чем сложнее и разнообразнее эта «картина мира», тем больше выразительные возможности Языка и тем сложнее сам Язык, тем сильнее зависимость поведения и сознания человека от используемого им Языка (эта зависимость может не осознаваться).
В явном виде эта сложность проявляется, когда носитель Языка пытается высказать нечто для себя новое, передать дополнительный оттенок мысли, учесть влияние контекста на содержание значения, а также в процессах перевода с одного Языка на другой.
С неявностью «картины мира», присущей Языку, связаны все принципиальные трудности, возникающие при автоматическом (машинном) переводе.

В Языке запечатлевается, находит выражение та или иная сфера жизни; она возникает перед глазами слушателя, которого Язык благодаря этой особенности отсылает к определенным её моментам, к определенной области опыта, переживаний; причем эти переживания не слабеют у того, к кому обращена речь, а, наоборот, усиливаются (слово «море» означает для рыбака нечто иное, чем для курортника). Следовательно, каждое воспринимаемое слово должно интерпретироваться, чтобы иметь возможность быть понятым в этом же смысле, какой подразумевается говорящим. Но правильная интерпретация возможна только тогда, когда сфера мышления говорящего известна, по крайней мере, со стороны её структуры. Понимание чужого Языка связано с тем же самым, но только более сложным процессом интерпретации.

Язык участвует в процессе предметного восприятия, является основой памяти в её специфически человеческой (опосредствованной) форме, выступает как орудие идентификации эмоций и в этом плане опосредует эмоциональное поведение человека. Язык играет существенную роль в формировании (определяет специфику) сознания и человеческой психики вообще.
Благодаря Языку возможно существование и развитие абстрактного мышления.

С помощью языка осуществляется познание мира, самосознание личности. Он участвует в осуществлении практически всех наивысших психических функций человека, связанных с деятельностью человека.
Язык не только влияет на познание, но и сам формируется в процессе познания действительности как средство адекватного её отображения.
Яндекс.Метрика