1. Национальный менталитет, самосознание, специфический способ «переживания жизни», характерный для того или иного этноса.

2. Своеобразная общая основа пространства культуры, которая состоит из норм, правил, значений, символов и традиционных ценностей, образовавшихся в результате слияния в одно целое ведущих доминант общественного развития: этнических, религиозных, социальных, психологических и других, направленных на безопасность (предотвращение, защиту, сохранение) той или иной цивилизации.

3. Совокупность черт, наиболее непосредственно связанных с деятельностью по производству средств существования и с экономическим устройством общества, а также социальные, политические и религиозные институты, тесно взаимодействующие с производством средств существования.
Пояснения:
Ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого. Эти специфические стандарты, правила и т.д. связаны с судьбой сообщества, его победами и поражениями, реальными условиями, в которых оно формировалось, спецификой окружающей социальной и природной среды, национальными привычками, адаптационными процессами и теми цивилизационными условиями, в которых изначально формировалось это ядро.

Главная функция Ядра культуры - сохранение и передача самоидентичности социума. Поэтому оно обладает высокой устойчивостью и минимальной изменчивостью.
При всей своей стабильности (устойчивости) Ядро культуры не может оставаться неизменным в абсолютном смысле. Представляя собой информационную структуру (образование), оно должно изменяться, ибо по своей сущности информация есть способ фиксации и передачи изменений.
Ядро культуры изменяется и трансформируется несопоставимо медленнее, чем реальная окружающая социально-технологическая среда обитания и жизнедеятельности данного социума. Причем скорости изменения ядра столь незначительны по сравнению со скоростями изменения социотехнологической среды, что практически их можно не принимать во внимание на довольно больших исторических интервалах.

Однако на переломах цивилизационного развития, при глубинных трансформациях, глобальных технологических революциях, тем более при переходе от одной цивилизации к другой стабильность Ядра культуры может оказаться сугубо негативным явлением, мешая адаптации социума к новым условиям жизнедеятельности и тем самым толкая его к саморазрушению. Нечто подобное происходит и при смене больших универсальных инновационных циклов, которые имеют тенденцию к временному сжатию по мере ускорения и революционизации технологических оснований общественного бытия человека. В таких ситуациях как раз и обнаруживается несовпадение культуры и цивилизации, их частичная разнонаправленность.

Сверхстабильность Ядра культуры, препятствующая трансформации информации в соответствии с требованиями новой социотехнологической среды, может быть преодолена механизмами, информационными по своей природе - общественным сознанием и самосознанием. Первое состоит в выработке знаний, адекватных внекультурной реальности, второе есть система знаний, ориентированных на осмысление внутрикультурных когнитивных информационных процессов с целью их оценки на адекватность действительности и поиска механизмов их радикальной трансформации в случае, когда отсутствие необходимой адекватности превращает Ядро культуры в адаптационный тормоз, ставящий под угрозу существование социума. В последнем случае можно говорить о культурном сверхиммунитете, или реакции культурного отторжения новых цивилизационных механизмов, стандартов, правил и эталонов, соблюдение которых есть необходимое условие существования общества на данном уровне социотехнологического развития.
Самосознание, таким образом, представляет собой особый механизм прорыва новой информации в Ядро культуры. Результатом прорыва может оказаться культурная трансформация или глубинные преобразования Ядра культуры. Вследствие этого культура в целом оказывается лучше приспособленной к требованиям цивилизации и социотехнологической среды.
В то же время трансформация Ядра культуры не должна нарушать её специфики, самоидентичности и индивидуальности, выделяющей и сохраняющей её в семье мировых культур.
Функция общественного самосознания, таким образом, в критических условиях состоит в информационной модернизации Ядра культуры. Эта модернизация есть единственно возможный способ сохранения культуры в целом при переходе от одной цивилизации к другой или при переходе от одного большого универсального инновационного цикла к другому.

Структурами, в которых реализуется Ядро культуры, являются фольклор, мифология, предрассудки, национальные и социальные обычаи, привычки, правила бытового поведения, исторические традиции, обряды и, разумеется, основные языковые структуры.

Если Ядро культуры исчезает, растворяется или изменяется под воздействием тех или иных исторических и прочих причин, то соответственно исчезает, растворяется или изменяется сама культура. Культура, не имеющая такого ядра, принимаемого этническим большинством, не способна к достаточно длительному существованию.
Яндекс.Метрика