(лат. ego; англ. the I/ the Self; нем. Ich; фр. moi; чешск. Id)

1. Апперцептивная масса личного опыта.

2. Аспекты личности, содержание которых образовано актуальными процессами восприятия, мышления, научения, необходимыми для эффективной адаптации к социальному миру.

3. Внутренний мир личности.

4. Единство индивидуальной биографии человека, то, что гарантирует его само-идентичность.

5. Единство и целостность личности с её субъективной, внутренней стороны.

6. Единство, сущность, экзистенциальная сердцевина и хозяин жизни личности.

7. Индивид, каким он известен самому себе, каким он видит и представляет сам себя.

8. Индивидуум как личность, осознающая сама себя.

9. Кульминация личностного развития, самоактуализация.

10. Личность в целом; инстанция защиты.

11. Личность, как совокупность общественных отношений.

12. Множество личных сил, из которых то одна, то другая выступает на передний план.

13. Неизменная часть человеческого сознания, с которой человек соотносит многообразие своих состояний.

14. Неизменное в человеке, как бы ни менялось всё остальное в его душе.

15. Непосредственно человеку данная целостность его индивидуальной жизни.

16. Относительно устойчивая совокупность представлений о том, чем является индивид по отношению к самому себе, к другим индивидам и к социальной системе в целом.

17. Ощущение и (или) осознание собственной идентичности и личной обособленности.

18. Полезный способ осмысления базальных аспектов человеческого поведения.

19. Результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность (с самим собой - в отношении своего прошлого, настоящего и будущего).

20. Рефлексивно осознанная самотождественность индивида.

21. Самость, интегральная целостность, подлинность индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей.

22. Синоним понятия «эго».

23. Системообразующий мир личности, система самовосприятия, детерминанта реакций и поведения человека.

24. Совокупность организованных сил, которая контролирует слепые силы Оно и пытается привести их в соответствие с требованиями внешнего мира.

25. Сознание или самосознание человека.

26. Способность личности к самоуправлению.

27. Средоточие индивидуальной личной жизни, субъект, способный мыслить, познавать, оценивать, переживать, принимать решения, свободно действовать и брать на себя ответственность.

28. Сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности.

29. Та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия.

30. То, что управляет телом человека, инстанция, обеспечивающая свободное принятие его решений и несущая ответственность за их осуществление и последствия.

31. Умственное построение человека человеком, но неизбежно сформированное из социального опыта.

32. Центр сознания человека, то, чему принадлежат его мысли, желания, переживания.
Пояснения:
Я возникает из индивидуального опыта (разных источников), на основе взаимодействия становящейся личности с окружающей средой. Изменяя в предметной деятельности окружающий мир и взаимодействуя (общаясь) с другими людьми, субъект отделяет свое Я от не-Я, непосредственно переживая свою идентичность другим объектам. Я формируется и развивается в ходе самовосприятия и самоактуализации личности. Я, достигнув развития, способно меняться на протяжении всей жизни, особенно под воздействием угрозы, болезни и изменений условий существования.

Человеческая личность осознает себя как Я и находится в этом качестве в контакте с окружающим миром, с другими людьми при помощи своего самосознания. Реагируя на собственное окружение, человек оценивает, запоминает, осмысливает его от имени Я. Дикари и дети отождествляют «Я» со своим телом.

Я содержит преимущественно осознанные побуждения, но включает в себя и бессознательные механизмы защиты, и инстинкты самосохранения. Я включает три измерения: Я наличное, Я желаемое, Я представляемое.

Я - источник индивидуальной внутренней активности. Когда человек действует, его Я - источник действий; когда чувствует и переживает - источник чувств и переживаний; когда пытается себя понять, Я это то, с чем себя отождествляет человек, а также тот, кто себя с чем-то отождествляет.

Различают Я индивидуальное (биологическое, физическое, физиологическое, психологическое) и социальное («социальную идентичность»), Я внутреннее и внешнее, Я прошлое и будущее, Я высшие и низшие, Я идеальной и реальное. В связи с этим Я правильнее рассматривать как нечто множественное, стремящееся как к разнообразию, так и целостности.

Функции Я многочисленны, и лишь немногие индивиды научаются использовать их в полной мере. Некоторые индивиды очень плохо функционируют в одних областях, но имеют явный успех в других (амбициозные, энергичные, успешные исполнители, не переносящие родительских требований; образованные и прекрасные ученые, до смешного неприспособленные в обыденной жизни). Существуют люди, у которых заметные успехи достигаются благодаря нарушениям в сфере Я (фанатичные параноики, способные зажечь миллионы людей своими бредовыми убеждениями).
Адаптация к реальности, будучи одной из важнейших функций Я, может принимать самые необычные формы.

Одна из основных функций Я заключаются в обеспечении связи психики с внешним миром и выработке представлений человека о самом себе. Оценка Я должна производиться не в целом, а с точки зрения его специфических функций. Я оценивается субъектом в Я-концепции, образуя ядро человеческой личности. Правильная нравственная и правовая оценка своего Я лежит в основе чувства долга; неправильная - строится на эгоизме и эгоцентризме.

«Я», как ядро личности, ориентировано на настоящее - на гражданина определенной страны, члена этнополитической общности, имеющего экономический статус и входящего в определенную профессиональную группу.
Ориентация «Я» на будущее состоит в том, что человек имеет представление в светской или религиозной форме о желаемом будущем. В этом аспекте реализуется приверженность человека к какой-либо идеологии.
Ориентация на прошлое является одной из форм этнической (культурной) идентичности. Индивиды, разделяющие ту или иную этническую идентичность, могут образовывать общности (группы) с совершенно различными количественными параметрами, но в качественном отношении выполняющими функцию носителя культурного разнообразия в той или иной социальной общности (традиционной или современной).

Я может быть сильным или слабым.
Человек, обладающий сильным Я, зрело оценивает окружающую реальность, он способен выбрать продуманное решение и противостоять внешнему давлению; он объективен в своих оценках окружающего мира и себя (инсайт); его деятельность организована на протяжении более долгого времени, так что возможны планирование и распорядок; он способен выполнить принятые решения и, не колеблясь, выбирать из имеющихся альтернатив; он не подчиняется слепо своим устремлениям и может направлять их в общественно полезное русло; он способен противостоять непосредственному давлению со стороны физического и социального окружения, обдумывая и выбирая собственный курс.
Человек со слабым Я больше похож на ребёнка. Его поведение неожиданно, непостигаемо, непредсказуемо, импульсивно и определяется моментом; восприятие действительности и себя искажено; он достигает меньшего успеха в продуктивной работе, поскольку его энергия тратится на защиту искажённых и нереалистических представлений о себе; он может страдать от невротических симптомов.

Как индивидуальное начало, Я противопоставляется Мы. Важнее не противопоставлять Я и Мы, а развивать в себе и то, и другое.

Я не может существовать без общества, находится там, где обитает знание, но знание об окружающем его обществе. Как определённая структурная единица социальной системы основывается на культурных представлениях о социальных статусах.

Я имеет большое педагогическое значение. Появление Я в раннем детстве требует от воспитателей умения подкрепить его становление и одновременно не допустить его неадекватности (завышенной или заниженной модальности).
Яндекс.Метрика