Пояснения:
Идеал общественный отражает тот элемент действительности, в котором зреет будущее.
Поэтому Идеалы общественные всегда играли большую роль в истории политических и идейных движений.
Идеал общественный связан с выбором мотива, оправдывающего напряжение сил и энергии многих людей ради достижения определенных социальных и политических целей.
Примеры представлений об идеальном государстве: Идеал единого национального государства, Идеал исламского государства, Идеал коммунистического (определенным образом структурированного и трансформированного) общества.
С точки зрения внутренней организации государства, в мире конкурируют два основных Идеала - демократии и сильной власти.
Образ идеального общественного порядка выполняет определенные функции также и в моральном сознании. Идеал общественный включает в себя идеал моральный, как составную часть, являясь основой нравственности. Как понятие нравственности Идеал общественный обычно включал следующие требования: осуществление конечного назначения человека, наиболее справедливое распределение жизненных благ между людьми, соответствие между правами и обязанностями, между способностями и общественным положением человека, между заслугами и вознаграждением (воздаяние), между личными и общественными интересами, между требованиями долга и человеческими потребностями, между добродетельным образом жизни и достижением личного счастья.
Доказательство или допущение возможности такого гармоничного состояния общества обычно служили в качестве обоснования требований той или иной нравственности.
Идеалы общественные могут быть действенными, ориентировать народные массы на практическое переустройство общества, или иллюзорными, уводить людей от их практических задач в область бесплодных фантазий и несбыточных мечтаний. Примером последнего может служить христианское учение о «грядущем царстве божьем на земле», которое должно якобы наступить как результат божественной милости, не зависимо от действий людей.
В истории общественного сознания складывались как Идеалы прогрессивные, которые в какой-то мере соответствовали объективной тенденции развития общества, были идейной основой (знаменем) революционных движений, так и Идеалы реакционные, противоречащие ходу общественного развития, отражающие представления и интересы отживших классов, уходящих с исторической арены.
Все Идеалы прошлого были утопическими. Даже тогда, когда они выражали прогрессивные устремления народных масс, протест против эксплуатации и несправедливости они основывались лишь на субъективных пожеланиях лучшего будущего, без понимания объективных исторических законов. Таковы были учения социалистов-утопистов (утопический социализм), которые предугадывали некоторые черты будущего социалистического и коммунистического общества, но не могли указать действительные пути его осуществления.