(англ. character, social; нем. Sozialcharakter)

1. Некая целостная бессознательная структура, которая мотивирует поведение членов общества и придаёт ему в той или иной степени общую направленность и согласованность.

2. Общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы.

3. Особый склад социального поведения (например,
характер авторитарный).

4. Результат динамической адаптации на основе неотъемлемых свойств человеческой природы, заложенных биологически либо возникших в ходе истории.

5. Результат динамической адаптации человеческой природы к общественному строю.

6. Система доминирующих бессознательных побуждений.

7. Совокупность доминантных мотивов поведения.

8. Совокупность существенных признаков, которые различаются между собой применительно к каждому конкретному индивиду в силу тех отношений, которые вырабатываются и закрепляются в его поведении между ним как субъектом и окружающей действительностью.

9. Совокупность существенных признаков, свойственных определённой группе людей и являющихся продуктом общественного развития.

10. Совокупность устойчивых личностных черт, присущих членам некоторой социальной группы и сложившихся в результате основного опыта
и способа жизни, общего для этой группы.

11. Совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.

12. Совокупность черт характера, общая для большинства людей (членов данной группы).

13. Специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определённому образу жизни в определённом обществе (в динамическом смысле аналитической психологии).

14. Та часть характера, которая разделяется значимыми социальными группами и которая является продуктом жизненного опыта этих групп.

15. Та часть характера, которая является общей для близкого окружения индивида, его «значимых других» и которая формируется под влиянием социальных детерминант.

16. Характер индивида, группы, нации, общества и т.д., необходимый для нормального функционирования определённой общности и являющийся её прожектом.

17. Часть характера членов общества, определяемая уровнем развития этого общества.

18. Ядро структуры характера, свойственное большинству представителей данной культуры.
Пояснения:
Понятие Характер социальный разработано для объяснения взаимодействия между индивидом и обществом, влияния социально-экономических и культурных факторов на формирование характера человеческого, роли психологического фактора в социальном процессе.

Суть Характера социального определяется ориентацией, лежащей в основе отношения человека к миру.
Различают три (идеальных) типа Характера социального:
- ориентированный на традицию;
- ориентированный на себя;
- ориентированный на другого.
Эти типы соответствуют трём главным историческим периодам и типам общества, последовательно доминировавшими в истории:
- первый характерен для консервативных доиндустриальных обществ с высоким потенциалом прироста численности населения (средние века);
- второй - для промышленных обществ, находящихся в процессе капиталистического развития, с переходным ростом численности населения (Ренессанс - Реформация);
- третий – для современных развитых индустриальных обществ, главным образом для крупных урбанистических центров, с начинающимся спадом численности населения.

В другой классификации выделено 5 основных ориентаций (идеальных типов) Характера социального: неплодотворные ориентации (рецептивная, эксплуататорская, стяжательская, рыночная) и плодотворная ориентация, основанная на любви и созидании.
Характер социальный представляет собой то или иное сочетание этих ориентаций, однако какая-то ориентация может быть доминирующей. Например, в Характере социальном среднего класса в период Реформации и первоначального накопления капитала доминировала стяжательская ориентация. Для современного индустриального общества характерна рыночная ориентация.
Порождаемые современным образом жизни черты Характера социального патогенны. Они формируют больную личность, а, следовательно, и больное общество. Выход из современного кризиса возможен только при победе плодотворной ориентации над рыночной.

Решающее влияние на формирование личности оказывают самые ранние переживания ребёнка. Ребёнок, имеющий очень мало контактов с обществом (во всяком случае, в нашей культуре), тем не менее, формируется обществом. Родители - за редкими исключениями - не только применяют шаблоны воспитания, принятые в их обществе, но и собственной личностью представляют и передают ребёнку Характер социальный своего общества или класса.

Характер социальный отличается от характера индивидуального. Он менее специфичен. Характер социальный включает в себя лишь ту совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни.

На формирование Характера социального у членов общества оказывают большое влияние общие социальные и экономические факторы (условия жизни). Изменения социальных условий приводят к изменению Характера социального (к появлению новых потребностей и тревог). Это порождает новые идеи, подготавливая людей к их восприятию. Новые идеи укрепляют и усиливают Характер социальный и направляют человеческую деятельность в новое русло.

Хотя всегда существуют «отклоняющиеся» с совершенно другим типом характера, структура личности большинства членов группы представляет собой лишь разные вариации развития одного и того же «ядра», состоящего из общих черт характера; эти вариации возникают за счёт случайных факторов рождения и жизненного опыта, поскольку эти факторы различны для разных индивидов. Для наиболее полного понимания конкретного индивида особенно важны именно эти различающие элементы.

Характер социальный выполняет важные биологические и социальные функции: он заменяет у человека систему инстинктов; освобождает его от обдумывания каждого действия; позволяет индивиду действовать последовательно, делает его поведение предсказуемым; удовлетворяет «религиозные потребности» индивида (потребность в системе ориентаций и объекте поклонения); определяет мысли, чувства и действия индивидов и, заставляя их «хотеть делать то, что они должны делать», является «цементирующей силой» общества. Когда социальные условия не соответствуют Характеру социальному, он может превратиться из «цемента» в «динамит» и стать мощным фактором социального изменения.
Характер социальный гарантирует определённую степень конформности индивидов по отношению к своему обществу.
Яндекс.Метрика