Пояснения:
Можно найти всевозможные варианты соотнесения понятий «характер» и «личность»:
- характер и личность практически отождествляются, т.е. эти термины употребляются как синонимы;
- характер включается в личность и рассматривается как её подструктура;
- личность понимается как специфическая часть характера;
- личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования.
Часто характер, несмотря на его многогранность, рассматривают лишь в качестве одной из сторон, но не всей личности. Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. От других черт личности характер отличается устойчивостью и более ранним формированием.
Характер - достояние личности, включающейся в систему общественных отношений, в совместную деятельность и общение с другими людьми и тем самым обретающей свою индивидуальность.
Характер имеет общественно-психологическую природу, т.е. зависит от мировоззрения личности, её знаний и социального опыта, от усвоенных моральных принципов, руководства со стороны других людей и активного взаимодействия с ними. Характер личности обусловлен формированием определённой системы отношений человека к действительности и самому себе.
Характер складывается вследствие интеграции различных свойств личности, формирующихся под влиянием жизни и воспитания. Становление характера происходит в условиях включения личности в различные по уровню развития социальные группы (дружеские компании, семью, трудовой или учебный коллектив и т.д.). У людей, принадлежащих к одной социальной группе, одной профессии и т.д., имеет место, в известных пределах, общность определённых свойств характера.
В зависимости от того, как осуществляется индивидуализация личности и каков уровень развития межличностных отношений, у подростка могут формироваться в одном случае открытость, прямота, смелость, принципиальность, твёрдость, в другом - скрытность, конформизм, слабохарактерность. В группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности формирования и закрепления позитивных черт Характера личности.
Характер личности обусловливает её индивидуальность и своеобразие, определённость и устойчивую направленность её поведения. Он выражается в поступках и действиях, в речи, мимике и пантомимике, а также накладывает печать на внешний облик личности и отражается в типической позе.
Характер личности проявляется в системе её отношений:
1) в отношении к другим людям (к коллективу) - общительность или замкнутость (интроверсия - экстраверсия), правдивость или лживость, тактичность или грубость, доброта, заносчивость, отзывчивость, требовательность и т.д.;
2) в отношении к делу (к труду) - добросовестность или недобросовестность, ответственность или безответственность, трудолюбие или леность и т.д.;
3) в отношении к самому себе - гордость или приниженность, самокритичность или самоуверенность, скромность
или самовлюблённость, самолюбие, тщеславие, честолюбие и т.д.;
4) в отношении к вещам (к собственности) - аккуратность или неряшливость, бережливость или расточительность, щедрость или жадность и т.д.
Характер выявляется в направленности личности (в господствующих устойчивых потребностях, установках, побуждениях, интересах, идеалах, целях человека), в отношении к разным сферам действительности и в образе действия человека. При этом имеют значение не только сами по себе цели, мотивы и потребности, но и то, каким образом они удовлетворяются.
Характер не наследуется и не является прирожденным свойством личности, а также не является постоянным и неизменным свойством. Постоянство характера возможно лишь в случае патологии личности. Личность способна бросить вызов обстоятельствам, подняться над своим характером, изменить его и стать другой. Характер - прижизненное приобретение личности, он аккумулирует в себе привычки, установки человека и во многом является результатом самовоспитания.
Значительность характера определяется набором целей, ценностей, выражаемых в отношениях личности к той или иной части объективного мира, людям или самому себе. Характер можно отнести к числу инструментальных свойств личности. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.
Характер - база для слабой личности и инструмент в руках сильной. Бывают великие люди (личности) с ужасным характером. Бывают мелкие личности с золотым характером. Высокая одарённость часто сочетается с пcихопатией, поэтому для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения.
Характер имеет большое значение не только для самой личности, но и для общества. Опираясь на проявления социально ценных свойств характера воспитуемого, родители и педагоги стремятся развить и упрочить эти свойства, а отрицательные - ослабить или хотя бы компенсировать, возместив социально значимыми качествами.