(от лат. frustratio - обман, самообман, неудача, тщетная надежда, тщетное ожидание, разрушение планов, расстройство; англ. frustration; нем. Frustration)

1. Внешнее условие, препятствующее индивиду в получении ожидаемых им удовольствий.

2. Негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.

3. Подавленное психическое состояние, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями в достижении целей.

4. Психическое состояние, вызываемое непреодолимыми (или принимаемыми за таковые) препятствиями, неожиданно возникшими на пути к желанной цели.

5. Психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи.

6. Психическое состояние напряжения, тревожности, отчаяния, возникающее при столкновении человека с непреодолимыми препятствиями (реальными или воображаемыми) на пути к достижению значимых целей, удовлетворению потребностей.

7. Психическое состояние тревожности, чувства безысходности и отчаяния.

8. Психическое состояние человека, выражающееся в характерных переживаниях и поведении, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению цели.

9. Психологическое состояние гнетущего напряжения.

10. Психологическое состояние, которое возникает в ситуации разочарования, неосуществления какой-либо значимой для человека цели, потребности.

11. Психо-эмоциональное состояние человека, вызванное неудовлетворённостью жизненно значимых потребностей, недостижимостью предмета интересов, казалось бы достигнутой цели, по неким обстоятельствам отодвигаемой на более далёкий срок.

12. Ситуация, обстоятельства, вызвавшие состояние неудовлетворённости.

13. Состояние краха и подавленности, вызванное переживанием неудачи.

14. Состояние подавленности, тревоги, возникающее у человека в результате крушения надежд, невозможности осуществления целей.

15. Состояние психической дезорганизации, возникающее у человека в результате осознания крушения надежд, невозможности достижения поставленных целей и проявляющееся сочетанием подавленности с напряжением и тревогой.

16. Чувство неудовлетворённости, лишения того, на что индивид, как он считает, имеет право.

17. Эмоция, возникающая в тех случаях, когда ожидания не оправдываются.

Пояснения:
Фрустрация - одна из форм психологического стресса.
Главным источником Фрустраций является слишком сильное желание контролировать окружающих людей и события.

Фрустрация возникает в ситуации, которая воспринимается человеком как неотвратимая угроза достижению значимой для него цели или решению задачи. Её возникновение обусловлено не только объективной ситуацией, но и зависит от особенностей личности. Неоправданно высокая самооценка и связанный с ней завышенный уровень притязаний человека неизбежно приводят к невозможности решить те задачи, которые он перед собой опрометчиво ставит.
Ситуации и состояния Фрустрации часто возникают в учебно-воспитательном процессе. Причиной Фрустрации могут быть неудачи в усвоении учебного материала, высказанное учителем порицание, наказание ребёнка родителями в форме лишения его чего-либо очень желательного и др.

Проявления и сила Фрустрации зависят от склада характера индивида, степени значимости блокируемого поведения (действия) и субъективной близости достижения намеченной цели.
Состояние Фрустрации проявляется целой гаммой отрицательных эмоций: чувством вины, переживаниями разочарования, гнетущим напряжением, тревожностью (тревогой), чувством безысходности, раздражением, наконец, отчаянием.
Чаще всего реакцией на состояние Фрустрации является раздражительность, озлобленность, агрессивность в поведении или гнев, переходящий в аффект (всплеск агрессии).
Возможна противоположная реакция - подавленное настроение, апатия и депрессия, уход от реальной ситуации в мир фантазий и грёз.
Иногда происходит так называемая регрессия - переход к более примитивным формам поведения.

Накапливаясь, всякая Фрустрация неминуемо порождает гнев против других и против себя самого. Эффективность деятельности человека при этом существенно снижается. Появляются неуверенность в себе, в своих силах, стремление уклониться от любых проблем; ведущим становится мотив избегания неудачи.

Частая или длительная Фрустрация может привести к негативным изменениям в характере, к возникновению неврозов, к закреплению форм агрессивного поведения. Поэтому использование в воспитании фрустрирующих приёмов должно быть редким и обдуманным.

Устойчивость к Фрустрации связана с индивидуальными особенностями высшей нервной деятельности. В то же время она выше у тех людей, которым свойственна высокая степень осознанности и саморегуляции поведения, внутренняя психическая гармония, творческое отношение к жизни.
Фрустрационная толерантность (устойчивость) вырабатывается в процессе становления личности и выработки ею устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности, способности к предвидению благоприятного выхода из фрустрационной ситуации.
Решающим фактором в повышении устойчивости к Фрустрации являются формирование у ребёнка системы разумных потребностей и мотивов, адекватной самооценки, воспитание воли и эмоций.
Яндекс.Метрика