Благотворительность
(от греч. phileo - люблю и vi anthropos - человек; греч.
φιλανθρωπία / philantropia - человеколюбие; англ. philantropy; нем. Philantropie)

1. Благотворительность как форма исторически ограниченного проявления гуманизма эксплуататорских классов.

2. Благотворительность, специфическая форма гуманизма.

3. Деятельность, посредством которой частные ресурсы (финансовые и материальные средства, а также способности и энергия людей) добровольно и безвозмездно распределяются их обладателями в целях оказания помощи нуждающимся людям.

4. Помощь и покровительство нуждающимся в буржуазном обществе.

5. Помощь неимущим.

6. Совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи нищим, увечным, слабым и иным лицам, потерпевшим жизненную катастрофу и находящимся в бедственном положении.

7. Совокупность моральных представлений и действий, направленных на оказание помощи обездоленным.

8. Человеколюбие.
Пояснения:
Первобытное общество и классическая древность не знали Филантропии. Практиковавшиеся в древней Греции и Риме общественные трапезы, раздача денег, постройка храмов, бань и пр. имели иную природу, ибо помощь оказывалась всем свободным гражданам и была не актом великодушия, а обязанностью государства и богачей.

Филантропия возникает в императорском Риме, когда для успокоения резко возросшего количества свободной бедноты, склонной к мятежам, богатые горожане и государство вынуждены были идти на добровольные пожертвования.

Зарождающаяся христианская церковь использовала Филантропию для привлечения на свою сторону бедноты в борьбе за свое господство. В период средневековья христианство связало Филантропию с религиозными мотивами (отпущение грехов, место в раю и т.п.), возвело её в дополнительный источник воспроизводства нищенства. Нищий, встреча с которым в древности считалась дурным предзнаменованием, был объявлен богоугодной фигурой.

Молодая буржуазия резко выступила против Филантропии, в которой она усмотрела элемент феодального угнетения, причину бездеятельного паразитизма. Утвердив свое господство, буржуазия изменила взгляд на Филантропию и стала широко практиковать её как в государственной, так и в частной формах. Включённая в логику классово антагонистических отношений, Филантропия теряет значение элементарно-гуманистической формы межличностных связей, становится средством прикрытия эксплуатации, выражением морального лицемерия.

Эксплуататоры через Филантропию стремятся облагодетельствовать тех, кто ограблен ими же самими, лишь возвращая «эксплуатируемым сотую часть того, что им следует по праву!». У принимающих милостыню Филантропия формирует сознание своей ничтожности (Филантропия оскорбительна для человеческого достоинства, она унижает бедняка), а у тех, кто осуществляет её, - чувство тщеславного превосходства.

В более совершенном обществе Филантропия должна стать действенным человеколюбием, не демонстрируемым в экстраординарных случаях, а пронизывающим всё многообразие общественных отношений. Оказание помощи другим в ситуации непредвиденного бедствия должно являться не чьим-то щедрым даром, а частным случаем привычных форм межличностных отношений, связи между индивидом и обществом.
Яндекс.Метрика