- Правила морали, в которых нашли выражение мировоззрение буржуазии и её моральное сознание.
Пояснения:
Соответственно различным периодам в истории капитализма, конкретным социальным условиям разных стран и положению различных слоев и общественных групп в Этике буржуазной выдвигалось много разнообразных теорий, которые каждая по-своему отражали ту или иную сторону буржуазного миропонимания в целом. Примерами могут служить утилитаризм, теории эгоизма, теории нравственного чувства, теория моральной доброты, этика Канта (категорический императив, автономная этика), эволюционная этика и другие.

В современной Этике буржуазной также существует много направлений.
Основные из них - неопозитивизм, экзистенциализм, неопротестантизм, интуитивизм и неотомизм. Влиятельны также либеральнее христианство, неофрейдизм, аффективно-целевые теории моральной ценности, «гуманистическая» этика и ряд других (теория интереса, этика самореализации, этика космической телеологии).
Все эти буржуазные этические теории в зависимости от того, что в них принимается за основание нравственности, являются либо объективно-идеалистическими (где мораль обосновывается посредством понятия бога, абсолютной идеи, некой внепространственно-временной сущности, космического морального закона), либо субъективно-идеалистическими (в которых основанием нравственности считается духовная деятельность субъекта), либо натуралистическими (натурализм), истолковывающими мораль в духе вульгарного материализма, не учитывающего специфику социальных законов.
В большинстве теорий Этики буржуазной элементы объективного и субъективного идеализма и натурализма тесно переплетаются. В зависимости от понимания природы нравственности и метода её обоснования в Этике буржуазнаой можно выделить несколько парных противоположностей - рационализм и иррационализм, абсолютизм и волюнтаризм, догматизм и скептицизм. Эти методологические крайности взаимно предполагают одна другую; невозможность решения проблемы одним путём приводит к другой крайности.
Наличие в Этике буржуазной различных взаимоисключающих точек зрения по ряду важных этических проблем (например, цели и средства, истина и нравственность, намерения и дела, эгоизм и альтруизм) отражает историческую ограниченность самого буржуазного мировоззрения, обусловленную противоречивостью положения личности в капиталистическом обществе и буржуазного способа производства в целом.

Прогрессивные буржуазные мыслители прошлого пытались дать моральным представлениям научное обоснование. Их современные преемники в принципе отвергают такую возможность. Нравственность, как считает большинство из них, иррациональна, не может основываться на разуме человека и тем более на данных науки. Отсюда вытекают два противоположных, но в равной мере несостоятельных понимания предмета и задач этики.
Неопозитивисты под предлогом создания «строго научной» этики отрицают необходимость постановки и изучения моральных проблем (мeтаэтика). Так возникает формалистическое направление в современной буржуазной философии морали.
Экзистенциалисты и неопротестанты, напротив, стремятся сделать этику «практической философией», которая могла бы помочь людям в решении повседневных нравственных проблем. Однако, с их точки зрения, это возможно лишь при условии, если этика будет вне всякой науки. На этой основе развивается иррационалистическое направление в современной Этике буржуазной.

Формалистическое направление претендует на «очищение» науки от политической конъюнктуры и догматизма, характерных для современной буржуазной идеологии, а иррационалистическое - на «спасение» моральных ценностей от якобы враждебной им науки. В действительности же за противопоставлением морали и науки скрываются характерные для современного буржуазного общества противоречия - между научным пониманием истории и буржуазной идеологией, между объективными закономерностями общественного развития и субъективными устремлениями людей, между капиталистическим обществом и личностью.
Яндекс.Метрика