1. Отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

2. Чувство одобрения или любви к другому человеку за оказанное им благодеяние.

3. Чувство признательности за сделанное добро.
Пояснения:
Как моральное чувство и обязанность Благодарность восходит к древнейшим отношениям церемониального обмена дарами. Изначально Благодарность понималась как ответ услугой за услугу, как взаимность, характеризующая корыстные отношения. Благодарность как особого рода дарение, а именно, бескорыстное, добровольное, ценное само по себе, осмысляется постепенно.

В античности Благодарность трактовалась как добродетель. Христианство понимает Благодарность скорее как обязанность. В условиях буржуазного общества долг Благодарности приобретает более широкое значение - как не оформленное правом дополнение к экономическим и юридическим отношениям взаимного обмена товарами и услугами. Но именно здесь в силу противоположности интересов людей эта обязанность наиболее часто нарушается, например, когда бывший благодетель становится конкурентом.

Благодарность не есть простое признание чужого благодеяния. Испытывать Благодарность - значит радоваться не только полученному дару, но и доброте дарящего. Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать Благодарности - глупость; не быть Благодарным - подлость. Кто не любит просить, тот не любит обязываться, то есть боится быть Благодарным.

Нравственность признает, что Благодарность является одним из проявлений принципа справедливости во взаимоотношениях людей. Однако она считает, что в том случае, когда обязанность Благодарности по отношению к кому-либо вступает в противоречие с более высокими принципами (гуманизма, честности, служения обществу и т.п.), предпочтение должно быть отдано последним. Ведь Благодарность относится к сфере частных взаимоотношений индивидов, тогда как область служения людям более широкая, затрагивает их общественные отношения. Нравственность отдает последним приоритет перед личными и частными.

Психологической особенностью восприятия Благодарности вообще как обязанности оказывается то, что любая конкретная обязанность в отношении некоего лица, будучи глубоко интернализированной, может переживаться как чувство Благодарности к нему, по существу необоснованное. Некоторые современные психологи рассматривают укоренённую в младенческом возрасте способность к Благодарности как один из первичных показателей нравственной отзывчивости личности, как предпосылку более сложных нравственных чувств - доверия, сострадания, доброжелательности; развитая способность к Благодарности удерживает человека от таких деструктивных чувств, как жадность, ревность, зависть.
Яндекс.Метрика